«Вечерний чай» с «Мумий Троллем»
27 апреля в петербургском БКЗ «Октябрьский» «Мумий Тролль» представил программу «Вечерний чай» — камерную, акустическую и, как особо подчеркивалось в афише, без симфонического оркестра.
Над сценой нависло огромное зеркало — собранная из квадратных пластинок реальность наоборот. Зеркало заменяет собой привычный фоновый экран с видеоартом. В нем отражаются расцвеченные видеопроекцией подмостки, инструменты, огромный черный рояль и зрители, которым довелось оказаться в редкой для «Октябрьского» и очень маленькой по стандартным меркам фан-зоне — оркестровой яме.
Неудивительно, БКЗ для рок-концертов площадка нетипичная и по старо-советским порядкам рассчитан скорее на упорядоченное созерцание происходящего с мест. Но «Мумий Тролль» оказался в концертном зале неслучайно. «Вечерний чай» — программа-возвращение, переосмысление музыкантами самих себя и своего творчества в акустической аранжировке, которая в то же время задает новый курс команды. По словам лидера группы Ильи Лагутенко, «Вечерний чай» получился настолько камерным и интимным, что даже «Октябрьский» для него великоват.
«Иногда нам хочется чего-то нового или переосмыслить себя заново. Есть определенные песни, которые мы очень редко или вообще никогда не играем на концертах. Они предполагают определенную атмосферу. Может быть, эта программа, которую мы называем камерной, почти интимной в более компактном зале имела бы больше смысла. Может быть, это отправная точка для того, чем «Мумий Тролль» будет заниматься дальше», - рассказала он перед концертом.
На сцене Лагутенко появился в бордовом костюме и ярко-синей шляпе с акустической гитарой в руках, расположился напротив зрителей на стуле и задал тон с философско-лиричной «Не помню зачем». Сингл был представлен на концерте в Петербурге еще прошлой весной, а в феврале гармонично вписался в 12-й студийный альбом «Мумий Тролля» «Восток X СевероЗапад». Полноценной презентации пластинки петербуржцам стоит подождать, а «Вечерний чай» — программа про другое, про теплые весенние посиделки, где вместо редкого чая угощают песнями, вроде как и знакомыми, но поданными в непривычном звучании.
Так, музыканты представили своего рода релакс-версию «Утекай». Одна из самых известных композиций выстрелившей в нулевых пластинки «Морская» была положена на размеренный электронный бит, что, казалось, превратило картинку с маньяком из подворотни из двухмерной в трехмерную и добавило ей слоумоушен-эффект. Под аккомпанемент рояля прозвучала «Фантастика» с альбома «8», а драйвовый «Владивосток 2000», некогда запустивший российское MTV, — практически под одно гитарное трио с задающим ритм бубном.
Впрочем, более мягкое звучание мощных хитов дало возможность включить в программу и такие редко исполняемые командой композиции, как «Плюс 28» и «Глубже» с альбома «Меамуры» (2002), своего рода городской рок-романс «Вечер» («Редкие земли», 2010), в новом звучании еще больше окутывающий туманом, и «Непокой», вышедший в 2005 году на пластинке «Слияние и Поглощение». Музыканты во время концерта перемещались от инструмента к инструменту: для того, чтобы создать интересный и по-новому объемный звук, «Мумий Троллю» помощь симфонического оркестра не потребовалась.
«Каждый музыкант «Мумий Тролля» хочет быть сам себе оркестром», — пояснил Лагутенко подпись с афиши.
К слову, в «Вечернем чае» к команде «Мумий Тролля» присоединился латвийский музыкант Янис Шипкевич — один из основателей, солист и клавишник успешной рижской группы Instrumenti. Как отметил Лагутенко, с Шипкевичем коллектив не может расстаться с фестиваля во Владивостоке. На концерте латвийский музыкант отвечал в основном за рояль, время от времени перебегая к синтезатору и сэмплерам. Но все же главным за электронные фишки на «чаепитии» был композитор и продюсер Александр Холенко, более известный под псевдонимом DZA. Благодаря ему в «Вечернем чае» время от времени, возникали волны прибоя, в такт которым по залу «Октябрьского» блуждали сверчками синие огни.
Без морской тематики «Мумий Тролль» сложно представить. Еще одним акцентом «Вечернего чая» стала «Поспи, рок-н-ролл» («8», 2008), закрывающая основную программу концерта. Несмотря на то, что соло электрогитары на этот раз исполнил рояль, она прозвучала под аккомпанемент разрезающих пространство красных и белых прожекторов не менее тревожно. А затем красный свет окончательно поглотил опустевшую сцену, запустив сигнал тревоги.
На бис зрители услышали еще две композиции с пластинки «Восток X СевероЗапад» («Карты», «Жимолость») и «Дельфинов» — одну из самых ожидаемых композиций на концертах «Мумий Тролля».
«Мы никогда не прощаемся, до новых песен всегда чуть-чуть ждем», — отметил вернувшийся на сцену Лагутенко.
«Жимолость» прозвучала в самом финале «Вечернего чая», обозначив ту самую паузу до новой встречи Петербурга с «Мумий Троллем»: «Шепчет Северо-Запад, Восток молчит».
Одновременно тревожный и теплый, космически потусторонний, но с отсылками к актуальным реалиям «Вечерний чай» отошел от писаных стандартов. Новой программой «Мумий Тролль» перевернул все (не только пол и потолок) буквально с ног на голову. Зрителям музыканты показали, что камерные концерты не лишены драйва, а строить прогнозы и судить по названию не стоит (одноименная песня коллектива «Вечерний чай» на концерте так и не прозвучала). Коллегам «Мумий Тролль» напомнил, что шоу с симфоническими оркестрами – пластинка полюбившаяся, но заезженная: чтобы рок-н-ролл не спал, нужно экспериментировать и не бояться порой отбросить все и начать «с чистого листа».
Фото по ссылке
Татьяна Барашкова