Фотография из открытого доступа
Shortparis: оккультный шок на электрических стульях
Текст Алиса Мелова
18 мая 2018 аудио-театр Shortparis презентовал свой новый альбом в клубе Aurora. За вечер три перевоплощения, две сцены, один незримый "электрический стул". Да будет вам известно, что это самый чокнутый концерт в клубе в мае 2018.
Вначале пришедших нервировали инсталлированные глаза и голос за кадром, гипнотизируя словом "Страшно". На сцену вышли две девушки в белом белье с надписью "SHORTPARIS", приоткрыв область солнечного сплетения, что тоже напоминало глаз. Как известно, что в области солнечного сплетения у людей живёт страх. Интересно, что транслировал всё-таки его солипсический глаз, какие страхи и другие чувства ему мерещились в тот момент.
Некоторым было страшно скучно выжидать, когда же на сцене появятся музыканты. Публика фрагментарно рассеивалась по залу, естественно образуя реакцией на происходящее некую мандалу, пока многоуровневый зал не набился полностью. Стало жарко. Глаза на экране менялись, но продолжали настойчиво настраивать толпу. "Страх" и напряжение в Авроре росли с каждой минутой, сбивая ожидания с толку.
Резко перебивая истому измученных нервным накалом зрителей, погас свет, и в полутьме на сцену прокрались ребята из группы. Далее вспышки ламп и звука ломаным ритмом ввели всех в транс, перенося людей в безумную реальность аудио-театра. Это действо только для сумасшедших.
Такое ощущение, что именно от воздействия незримого “электрического стула” солист группы Николай Комягин то горел от "Стыда", то поражал всех исполнением ритуала пластичных движений под "оккультные мантры", гуляя голосом в самом широком диапазоне. Эпатировал публику и перкуссионист Данила Холодков, в действиях которого сочетается глубина резкости балеруна. Вместе с музыкантами на сценах выступал женский танцевальный коллектив из FDC DANCE SCHOOL. Музыканты перемещались с одной сцены на другую: то выступая на основной, пока танцовщицы были на сцене выше ярусом, то все вместе схлёстывались в экстазе движений на одной площадке.
"Они транслируют звук через своё тело так, как не может ни один танцор, которого я видела. Они вместе и каждый по отдельности генерируют какую-то космическую энергию. И я реально рада стать одним из тех “щупальцев”, которые ловят и продолжают её, распространяя дальше в зал. Мне не нужно включать “актёрство”, я танцую себя через них.", - писала в социальных сетях одна из танцовщиц этого коллектива Евгений Пикалова о музыкальной группе Shortparis.
Толпа в шоке. Она ревёт и стонет. Темп пульса происходящего ускоряется, вводя в транс каждого кто это видит и слышит. Над толпой вверх поднимается девушка и бьётся в психиатрических конвульсиях танца.
В конце выступления музыкальной группы всё тот же глаз нервирует до жути слабопсиховыдержанных, пытающихся вызвать группу на бис. Всё тщетно. Ребята не вышли на сцену снова, оставив щемящее чувство внутри и эйфорическое послевкусие от всего, что они натворили этим вечером и до него в мире музыки и искусства в целом.
Текст Полина Агеева
Для тех, кто хоть поверхностно знаком с российской музыкальной культурой, Shortparis уже давно не нуждаются в представлении. Разные СМИ от Собаки.ру до Медузы не перестают хвалить коллектив, наделяя его яркими эпитетами “самая дикая группа страны” и “самая интересная команда андеграунда”. Несмотря на то, что Shortparis не любят, когда по отношению к ним употребляют слова “перформанс” и “арт-проект”, эти характеристики прочно за ними закрепились. После таких лестных отзывов журналистов, для слушателя-обывателя их концерт стал ожиданием чего-то невероятного.
Отзывы и рецензии журналистов взяты не из воздуха. Дикость, безумие и оригинальность лайв-выступлений Shortparis трудно отрицать, по крайнее мере в сравнении с другими командами российского андеграунда. Пятничный концерт в Петербурге в клубе “Аврора” лишь доказал это. Каким образом? Да хотя бы тем, что вместо разогрева, на сцене в течение тридцати минут неподвижно стояли две полуголые девушки в трусах “Стыд” и “Shortparis”, а на экран проецировался видеоряд с человеческими глазами, бегающими туда-сюда. Все это зрелище сопровождалось вздохами, всхлипами и женским голосом, который регулярно говорил лишь одно слово “страшно”. Каждый, наверное, интерпретировал это по-своему, ведь искусство в глазах смотрящего, но спустя полчаса все уже устали и начали соревноваться в остроумии: в зале слышались крики “Я не боюсь!” и “Нет, не страшно!”.
Вскоре зрителей перестали мучать и в зале потух свет, а на сцене появились музыканты. Уже знакомый с Shortparis слушатель знает, что группа не очень-то любит разговаривать во время концертов, предпочитая высказывать все музыкой и песнями - так что со сцены не было произнесено даже банальные “здравствуйте” и “спасибо”. Но это ни в коем случае не испортило никому настроения, а поклонники привыкли к такому контакту с группой и не требуют большего. Свое молчание Shortparis полностью окупили исполнением и максимальной отдачей залу, а происходящее на сцене даже завораживало. Во время своих сетов Shortparis будто бы уходят в себя и не замечают той тысячи человек, стоящих перед ними. Барабанщик носился по сцене в каком-то эпилептическом припадке то с палочками, то с бубном, а вокалист погрузился в ломаные танцы в стиле “танцуй будто никто не видит”.
Shortparis в этот вечер презентовали новый, еще не вышедший альбом и исполнили песни, которые пока что слышала только публика Москвы и Петербурга. Но и старые известные хиты прозвучали, как и их последний сингл “Стыд”, к исполнению которого музыканты подошли очень серьезно. Коллективная поставленная хореография, десяток девушек на подтанцовке, специально подобранные костюмы - публика встретила новую песню с нескрываемым удовольствием.
Ровно как группа не любит тратить время на пустую болтовню во время концерта, также и с выходом “на бис”. Несмотря на то, что большая часть аудитории продолжала скандировать “Шортпари” после сета и терпеливо ждать второго появления музыкантов, их просьбы остались без ответа. На сцене лишь остались те самые глаза, но им уже не было страшно.