Для этой музыки не хватит слёз
23 мая в кинотеатре "Космос" прошёл показ культового фильма Романа Полански "Пианист". Картину представили на языке оригинала с субтитрами.
О войне снято безмерное множество фильмов, ведь война всегда была неотъемлимой спутницей человека по страницам истории. Ничто другое у людей не получается так хорошо и изощрённо, как убивать друг друга. Но среди бесчисленных войн отдельным толстым томом стоят шесть лет двадцатого века — с 39 по 45 год, время самой ужасной, самой тяжёлой, чудовищной войны во всей истории. Эта война осталась чёрно-белым напоминанием и вечным памятником человеческой жестокости и дикости, аморальности и необоснованного насилия, и в то же время памятником мужеству, храбрости, героизму, преданности, безграничной вере и стойкости духа человека.
История, которую поведал нам Полански в своём «Пианисте» - это история о реальном человеке, о музыканте. Чем уникальна эта история по сравнению с другими? Она интересна не только тем, что основана на истории реального человека, но и тем, каким был этот человек. Пианист — это человек совершенно иного склада, в первую очередь душевного, такие люди гиперчувствительны, они ощущают этот мир иначе, иначе видят его красоту, это люди глубоко чувственные, чувствительные и эмоциональные, они этим живут. И поэтому, когда мир рушиться, такой человек тяжелее и трагичнее будет переживать и мучиться.
Уже с самого начала фильма зрителя погружают не в прекрасный мир музыки, а в суровую военную реальность. Лишь на небольшие промежутки времени даются какие-то передышки на разговоры и на раскрытие второстепенных персонажей. А затем вновь начинаются гонения, нацизм и местами даже ужасы. Вот вам и The Pianicst. Ожидания очень сильно отличаются от реальности. И это несомненно один из главных плюсов данной кинокартины.
Я видел несколько фильмов с Эдрианом Броуди в главной роли, но на мой взгляд ни в каком другом фильме он так не вживался в свою роль. Я действительно верю, что Владислав Шпильман был именно таким, каким его показал Броуди. Актеру удалось показать зрителю превращение еврейского пианиста, добродушного и миролюбивого в дикаря, который даже под влиянием всех ужасов войны не потерял человеческого лица. Отдельно хочется выделить сцену возвращения Шпильмана в безлюдное гетто. Меня, честно говоря, разрывало изнутри. Очень сильная сцена.
Хочется отметить и тот факт, что, хоть и большую часть времени мы наблюдаем историю Шпильмана, другие персонажи не остались в стороне и актеры, сыгравшие их раскрылись на 100%. За всеми было интересно наблюдать и сопереживать.
Повествование максимально упрощено. Складывается ощущение, будто сам Владислав Шпильман сидит рядом и рассказывает о своей жизни. Рассказ идет гладко, не спеша, от начала и до конца. Нет никаких «прыжков» во времени, которые бы могли запутать зрителя. Все сделано так, чтобы зритель действительно сопереживал персонажу, потому что с каждой минутой события становятся все стремительнее и стремительнее. Я смотрела фильм не отрываясь ни на минуту, ведь я догадывалась, что рано или поздно все пойдет наперекосяк и Владиславу снова придется убегать от немцев и искать себе новое убежище. Весь фильм похож на игру в прятки, в которой проигрыш равносилен смерти. Такой сюжет способен удержать у экрана даже очень скептически настроенной зрителя.
Визуальные эффекты. С одной стороны их не так уж и много в этом фильме по сравнению с другими военными драмами, например Спасти рядового Райна. Но и истории там рассказываются совершенно разные, поэтому глупо рассчитывать на большое количество боевых сцен в фильме про пианиста. Но с другой стороны видно, что проделана колоссальная работа по воссозданию большого и малого гетто. Поражают руины разрушенного города, в которых скрывался персонаж Эдриана Броуди. Визуальные эффекты тоже присутствуют, но большинство из них направленно на то, что бы показать все ужасы войны. И я верю, что на войне было все именно так. А это вызывает отвращение и жалость. В небольшое количество спецэффектов было вложено ровно столько ужасов и кошмаров сколько «нужно». Поэтому визуальные эффекты на пять с плюсом.
Ну и наконец хочется отметить музыкальную составляющую фильма. В фильме нет какой-либо заглавной темы, но это на самом деле и не требуется. Вся музыка, которая есть в данной кинокартине по большей части создается самим Владиславом Шпильманом. Его игра на пианино завораживает и на какое-то мгновение заставляет забыть о всех ужасах, которые происходили вокруг него. Пара минут прекрасного и умиротворяющего. И даже когда рядом стоит пианино, за которым нельзя играть, Шпильман творит музыку у себя в голове лишь постукивая пальцами в воздухе. Сцена, когда Владислав играет на пианино немецкому офицеру выше всяких похвал. Два человека, которые должны по существу ненавидеть друг друга, обретают покой под звуки нот, разносящихся по руинам бывшего города. И музыка пробуждает человека как и в, теряющем человеческий облик Шпильмане, так и в офицере, который, забыв о национальной вражде, прячет бедолагу на чердаке и помогает ему всем, чем может.
Роман Полански, сам переживший ужасы войны и польское гетто, смог очень тонко, без размаха и баталий показать ужасы войны. Фильм Полански — это боль, лично пережитая режиссёром, это фильм о невероятной судьбе простого человека, жившего искусством, прошедшим через все ужасы войны и выжившем, и не просто сохранившем свой человеческий облик и человечность, но и сохранивший в себе как последний уголёк надежды, ту душевную чистоту и любовь к прекрасному, чем является для него музыка. Это очень сильное эмоциональное кино о войне, без прикрас и пафоса. Это фильм не про военные баталии, это трагедия, объективная и откровенная. И, пожалуй, один из лучших фильмов о войне.
Автор: Анна Политова