Пролетая над гнездом кукушки
Нет, это не реклама Apple. Хотя, многие слышали про этот фильм именно из-за того, что он полностью снят на айфон, и не дебютантом, желающим сэкономить на хорошей камере, а лауреатом премии «Оскар» Стивеном Содербергом, знакомым многим по трилогии «Друзей Оушена».
Впрочем, не слишком качественная картинка, своеобразные ракурсы, которые, правда, могут раздражать и необычная цветокоррекция - самое интересное, что есть в «Не в себе». Триллере, рассказывающем о молодец девушке Сойер Валентини, которая переезжает в новый город, чтобы скрыться от своего безумного преследователя, и записывается в группу поддержки, пытаясь побороть паранойю и невроз. Но вместо получасовых разговоров с психологом Сойер незаконно помещают в лечебницу для душевнобольных людей. Там ей придётся бороться не только с системой, но и со своими страхами.
Конечно, это не первый фильм, снятый на телефон. Этим часто грешат в псевдодокументальных ужастиках, сделанных за копейки, но, пожалуй, впервые за подобным был замечен столь именитый постановщик. Содерберг, не прибегая к мокьюментари, местами неплохо воссоздаёт ощущение присутствия, а местами наглядно доказывает, что большое кино и Apple – плохое сочетание. С другой стороны, если бы его затея полностью удалась, то новое творение Стивена можно было считать маленькой революцией, после которой каждый, у кого есть телефон с хорошей камерой мог бы делать кино. И всё же главная проблема «Не в себе» в том, что режиссёра больше волновал экспериментальный метод съёмки, чем история, которую он рассказывает.
Первая половина фильма, в которой зрителям представляют главную героиню и говорят о её пребывании в больнице, достаточно неплоха. Легкими штрихами нам показывают состояние Сойер, её страх и отчаяние, а затем, если кто-то чего-то не понял, спустя десять минут после начала об этом ещё и проговорят вслух. У Валентини вполне реалистичные проблемы, и учитывая работу охраны порядка, можно понять её беспокойство за свою жизнь, прибавьте к этому симпатичную мордашку хорошей сериальной актрисы Клер Фой, а так же крепко прописанный характер, и сострадание к Сойер обеспеченно, как и интерес к её дальнейшей судьбе. Описание быта психиатрической лечебницы быстро захватывает. Людям, которые вроде как должны помогать, наплевать на терзания героини и её сокамерников, выбраться из заточения невозможно, а за всем этим стоит тонкий и холодный расчёт. Если подумать, то в такую ситуацию может попасть любой из нас, а находиться в месте, где ты буквально кричишь, а тебя никто не слышит – страшно по-настоящему.
https://youtu.be/2c8xQIMW9m4
Но перед нами всё же триллер, а не социальная картина, о чём режиссёр пытается старательно напоминать. Правда, саспенса в фильме практически нет, интрига, которую можно было очень удачно вплести в сюжет, пропадает в самом же своём зарождении, а затем зрителям всё начинают объяснять буквально на пальцах. Спасибо, а-то иначе мы бы ничего не поняли. Всегда приятно, когда тебе разрешают не думать. Вся вторая половина «Не в себе» сводится к нескончаемым разговорам, разжёвывающим происходящее на экране. В диалогах встречаются интересные мысли, но они поданы настолько «в лоб», что воспринимать их всерьёз становится сложно. Ну, и в завершении скомканная и невнятная концовка, оставляющая горькое послевкусие и мысли, что где-то тебя обманули. Так в фильме отсутствует тонкость, нужная атмосфера, правильно расставленные акценты и непосредственно та часть, которая отвечает за триллер, зато есть неплохое социальное высказывание, местами забавные шутки, динамичность, яркое камео одного из главных
любимцем Содерберга в очень внезапном моменте и милая мордашка Клер Фой, а это уже кое-что.
Текст Анастасия Юрина