Апокалипсис в субботу

Пока госдума рассматривает закон о фестивалях, благодаря которому зрители нашей страны могут лишиться ретроспектив, в Москве и Санкт-Петербурге показали режиссёрскую версию фильма «» Фрэнсиса Форда Копполы, заполучив полные залы во время всех трёх сеансов. Существуют картины, смотреть которые просто необходимо на большом экране. Нет, конечно, вы не упустите гениальность многих великих произведений, если включите их дома на своём ноутбуке или домашнем кинотеатре (главное – не на телефоне), но не сможете прочувствовать весь размах, а «Апокалипсис сегодня» - кино, масштабами которого могут похвастаться немногие. В этом ему, пожалуй, уступают даже некоторые экранизации Marvel. И именно в кинозале лучше всего чувствуется болезненная, удушающая и устрашающая атмосфера творения Фрэнсиса Форда Копполы, предавшаяся картине не только благодаря сценарию, актёрской игре или работе оператора, но и благодаря невероятно сложным съёмкам, которые чуть не свели с ума Мартина Шина и не довели до самоубийства самого режиссёра. Здесь можно повторить знаменитую фразу: «Мой фильм — не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам», и спорить с этим высказыванием тяжело. Работа над проектом началась ещё в 1969 году, а премьера состоялась только спустя десять лет. В это сложно поверить, но постановщиком изначально мог стать отец джедаев и дроидов - Джордж Лукас, но он не смог найти финансирования, а затем увлёкся другими своими проектами. Зато подарил фильму Харрисона Форда в небольшом эпизоде, что тоже неплохо. Путь Копполы на посту режиссёра так же не был прост. Бесконечная война за бюджет, отмены съёмок, депрессия и алкоголизм Мартина Шина, исполняющего в картине главную роль, Марлон Брандо, который не только не похудел для того, чтобы лучше сыграть своего героя, но и набрал лишние килограммы, и даже не прочёл сценарий. В «Апокалипсис сегодня» Фрэнсис вложил собственные деньги, поэтому в случае провала ему грозило банкротство. В общем, история съёмок этой ленты не менее культовая, чем сам фильм. Но далеко не только это делает картину настолько великой, что её включают в абсолютно каждый топ лучших фильмов за всю историю человечества. Но тут стоит отметить, что когда «Апокалипсис» вышел, некоторые критики охотно его ругали, называя через чур претенциозным и особенно выделяя второй акт, которые, по их мнению, получился слабее первого. С другой стороны, реальные участники войны во Вьетнаме называли работу Копполы самой правдоподобной, а это что-то да значит. Не стоит забывать, что картина получила Золотую ветвь Каннского фестиваля, пусть и упустила главный Оскар. Самое важное – фильм прошёл проверку временем, и теперь смело можно говорить, что Фрэнсис снял настоящий шедевр. Да, к финалу действие действительно замедляется и контрастирует с началом, но внимание на это не обращается, потому что зрители вместе с главным героем проходят, пожалуй, самое страшное и безумное путешествие в своей кинематографической жизни. Вместе с ужасами войны наружу вылезают самые темные тайны человеческой расы, про которые хотелось бы забыть, только вот никак не получается. Иногда Коппола даёт своим персонажам и нам вместе с ними небольшую передышку, включает The Rolling Stones или по-детски крадёт доску для серфинга у эксцентричного подполковника, а затем безжалостно возвращает нас в ад, который, возможно, ещё кошмарнее, чем у Данте в его «Божественной комедии», потому что абсолютно реален. Конечно, постановщик не добился бы такого эффекта без Витторио Стораро. Он заслуженно считается одним из самых величайших операторов современности. И в «Апокалипсис» он принес невероятно красивую картинку, где буквально каждый кадр тянет на произведение искусства, но при этом визуально смог показать невероятный масштаб хаоса и непрекращающегося кошмара. Можно было бы порассуждать о том, что да, боевые действия во Вьетнаме давно закончились, но война в мире, видимо, не закончится никогда. Это очевидно. И, несмотря на происходящее вокруг, многие забывают насколько это страшно и абсурдно во вроде бы цивилизованном 21 веке. Поэтому «Апокалипсис сегодня» - та картина, которую должен посмотреть каждый, как бы пафосно не звучала данная фраза. Желательно режиссёрскую версию, в ней содержится достаточно интересная антиколониальная линия, удалённая из фильма, чтобы лишний раз не обижать французов во время премьеры на Каннском фестивале. Потому что творение Копполы пугающе честное, потому что это общепризнанный шедевр, и потому что это настоящее искусство, которое не прогнулось под натиском больших студий, политики или времени. Текст Анасатсия Юрина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения