«Забыть Герострата»: сильнее богов – наглость человеческая

Спектакль «Забыть Герострата» по одноимённой пьесе Григория Горина хорошо знаком и любим зрителями и ставится во многих театрах города. В Театре Дождей он идёт с 2006 года, считаясь одной из его визитных карточек и настоящей классикой петербургской театральной жизни. Судя по отзывам, многие зрители ходят на него и по пять, и по десять раз. В преддверии гастролей в Москве 18 марта спектакль был с аншлагом представлен на родной сцене театра! Камерность Театра Дождей, его уютная, почти домашняя атмосфера и минимум декораций не мешают восприятию древнегреческой трагедии, а, наоборот, вовлекают, полностью погружая и превращая зрителя в полноправного участника событий, даря контакт «глаза в глаза» с актёрами и подлинные эмоции. Недаром один из персонажей, Человек театра (Александр Иванов), выходит на сцену прямиком из зала. Он загадочным образом перенёсся в Эфес в 356 год до н.э., дабы разобраться в «истоках болезни, которая впоследствии принесла горе человечеству». Не вмешиваясь в происходящие события, он будет комментировать их, перебрасывая мостик из прошлое в настоящее. Человек театра знакомит зрителей с Геростратом – разорившимся торговцем, который сжёг храм Артемиды и должен в скором времени быть казнён. Разозлённые жители города пытаются устроить самосуд и своими рукам покарать безумца, уничтожившего святилище. Безумец? Навряд ли. Герострат оказывается тонким психологом и манипулятором, отлично разбирающимся в людях. Невероятный мастер перевоплощения Илья Божко демонстрирует множество личин своего героя: надменный и самоуверенный, заискивающий и растерянный, пылкий и отстранённый.. Герострат получил несколько суровых жизненных уроков, его обманывали и предавали, и боль закалила и ожесточила его сердце. Его девиз: «Делай, что хочешь, богов не боясь, и с людьми не считаясь!». Он мечтает о славе, о том, чтобы спустя века люди помнили его имя – того, кто осмелился разрушить храм и бросить вызов богам! «Кто до меня на это решился? Разве что Прометей?» - с гордостью спрашивает он. «..Герострат, ты плохо знаешь людей. Они забудут твое имя, как забывают страшные сны» - утверждает мудрый архонт Эфеса Клеон (Александр Маков). Но, как ни грустно признавать, он окажется неправ, и имена творцов – строителей храма и жителей города, своими силами восстановивших его – канут в Лету, а имя преступника останется в веках... Более всего ужасает не поступок мелкого торговца, жаждущего славы, а то, что у истоков власти – слабые люди, которые не могут противостоять подобным злодеяниям. Царица Клементина (притягательная и обворожительная Анастасия Никитина) порочна и тщеславна, и надеется услышать, что храм был сожжён из-за неразделённой любви к ней, самой прекрасной в мире женщине. Глупость правителя Эфеса Тиссаферна (Владимир Воловик), чье необдуманное предложение выбить в мраморе указ горожанам «Забыть Герострата!» вынесено в заголовок спектакля), его трусость и гордыня затуманивают разум, и он способен даже пойти на убийства невинных людей, дабы скрыть свой позор.   Лишь Клеон не вступает в игру с коварным Геростратом – но всё равно оказывается побеждённым. Апофеозом спектакля становится сцена разжалования Клеона, поругания символов власти и возвышения Герострата, внезапно оказывающегося на троне. Пугающая вакханалия с людьми-марионетками в масках, которыми ловко управляет зловещий, демонический и притягательный Герострат, световые эффекты, потрясающая пластика усиливают осознание актуальности и злободневности спектакля. Ведь, как с горечью признает наш современник, Человек театра, «Он был, есть и, к сожалению, будет рождаться вновь … время от времени на земле будет появляться он – человек по имени Герострат»… Театр Дождей – безусловно, эталон современных театров. Образец интеллигентности, тонкого психологизма, верно подобранных сценариев, глубокой и искренней актёрской игры, а ещё - щепотки чего-то неуловимого – может, той самой «божественной искры», которая заставляет влюбляться в каждый спектакль, проживать маленькую жизнь за несколько часов и с нетерпением желать новой встречи? Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Дмитрия Смирнова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения