Режиссер Юрий Быков в СПбГУ: «У меня детское кино»
Серый свитер over size, джинсы, кроссовки и двухнедельная щетина. Юрий Быков пришел на лекцию к студентам СПбГУ в привычном амплуа. Пока заполнялся зал, режиссер играл с аудиторией в угадай фильм с помощью приложения на iPhone и рассказывал анекдоты, чтобы хоть как-то убить время. Открытая дискуссия должна была быть посвящена теме абстрактной — философии кино. По-началу, даже казалось, что Юрий после пущенных анекдотов ничего путного и толкового сказать не сможет. И ожидания он не оправдал. Многие студенты, засланные казачки из других вузов, просили режиссера придти и к ним в университет. А по окончании лекции, зал аплодировал стоя. Мы публикуем некоторые отрывки из его речи.
[caption id="attachment_135283" align="aligncenter" width="604"] kinopoisk.ru[/caption]
О философии кино
В энциклопедическом смысле философия кино — философия, которая транслируется через кино-контент. Она отображает политические, социальные и обще-человеческие аспекты. Понятие достаточно скучное с точки зрения практического применения, потому что философии в кино как таковой быть не должно, а должна быть объективная реальность в художественной условности того или иного творческого индивидуума. Как художник видит, так честно и должен рассказывать. Из этого может впоследствии возникнуть философия, исходя из трактовок прочтения того или иного произведения искусства.
О чем фильм?
Вопрос «о чем фильм» возникает очень часто от обиды. Как ни странно, этот вопрос не возникает в тот момент, когда фильм понравился. А когда фильм не понравился, аудитория задает этот вопрос. Это означает, что чисто психологически фильм не понятен или не приятен. После просмотра люди не подчеркнули для себя не эмоционального опыта, не получили эстетического удовольствия, нет никого подключения к тому, что они увидели на экране. И возникает ответ: фильм для них ни о чем. Но фильм, конечно, всегда о чем.
О главной задаче режиссера
Чаще всего есть две вещи в творчестве режиссера. Первое, это желание поделиться эмоциональным опытом. А второе, это навязывание своего мировоззрения. Это желание возникает от внутренней неполноценности, от каких-то комплексов, от ощущения недостаточной уверенности в собственной позиции. А когда просто хочется поделиться эмоциональным опытом, рассказать, какой мир интересный или сложный, или правдивый, или, наоборот, неправдивый. Когда человек пытается вас заинтересовать, тогда он искренен в художественной форме. Он преследует главную цель: вовлечь вас в общение. И от этого не возникает вопроса «о чем фильм».
Об одиночестве
Одиночество — это болезнь. Я недавно услышал фразу, которую произнес Чехов, что уходить от людей — это сумасшествие или самоубийство. Это означает, что при всей его, может быть, кажущейся отстраненности, он, оказывается, понимал, что в одиночку человек не должен существовать, потому что одиночество — это гордыня и тщеславие. Это желание выделить себя максимально из пространства. Это нездоровая любовь к себе. Человека к отрыве от другого человека не существует.
О бизнесе в кинематографе
Все мои картины — это расчет. Я придумал проект, исходя из тактических соображений на будущее: конъюнктура, острота момента, тема, которая волнует и будоражит всех. А уже создавая проект, я понимал, что должен наполнить его чем-то человеческим, иначе он не будет работать. Без расчета нельзя, ведь кино — это деньги. Это некий бизнес проект, который должен заинтересовать большое количество людей. И прежде всего инвесторов и продюсеров.
О любви
Любовь — это когда ты искренне эмоционально восхищаешься природой, явлением или человеком. «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю» [стихи А.С. Пушкина] Можно любить самые катастрофические явления, когда тебя восхищает мощь, фактура. А жалость — это понимание того, что явление, предмет или челочек не совершенны, но ты сострадаешь, не презираешь. Любовь — это высшее проявление жалости.
О том, как пробиться на олимп
Сейчас технологии по производству картин благодаря достижениям науки крайне высшего уровня. Все, что вам нужно — это ваш собственный талант режиссера, драматургия артиста. При совпадении этих двух факторов проблем быть не должно. Снять не проблема. С реализацией контакта тоже проблем нет, существует множество площадок от форумах в городах-миллионниках до кино-фестивалей. Не надо спать с режиссерами, да с ними и бесполезно спать, они уже ничего не могут.
О своем зрителе
Мне нравится моя аудитория, потому что между нами нет дистанции. Я вас уважаю, как равноценных личностей, надеюсь, и вы меня тоже. Вы не являетесь фан-клубом, а вы меня не воспринимаете Ногиевым. Мне бы хотелось приходить в аудиторию, подобную этой, и просто разговаривать. Чувствовать, что у вас ко мне отношение сложное и даже если положительное, то достойное. И у меня к вам. А с массовой аудиторией это невозможно, потому что такая аудитория творит кумиров, идолов, при чем чаще всего из тех людей, которые кумирами не должны являться. И не потому, что им начнут завидовать. А потому, что завидовать там нечему.
О цели своего творчества
Мне часто говорят, что у меня мужское кино. Я с этим не согласен. У меня не мужское кино, у меня детское кино. Ребенок же любит пугаться. У-у-у… Вы все умрете, страшно умрете. И это не сильно иронично, потому что даже великий Павел Шаламов писал: «Я клянусь, беззвучно шевеля губами, что я еще сюда вернусь, еще вернусь сюда – за вами!» Это тоже достаточно детская эмоция, когда жизнь не получилось прожить как хотелось, по-человечески, не потому что виноват, а потому что так сложились обстоятельства. Но хочется забрать с собой максимальное количество радостных и позитивных людей с собой. Чего вы радуетесь, если мне было плохо? По этому принципу сделаны и все мои картины. Чего такого радостного и светлого вы увидели в этом мире, чего не заметил я? Я вам покажу, что мир не такой радостный после этого.
Автор: Дарья Горшенина