Неоконченная пьеса драматурга Максудова
К Международному Дню театра – 27 марта Балтийский Дом подготовил премьеру - спектакль «Театральный роман» в постановке Леонида Алимова по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова.
Как долго искал своего Зрителя «Театральный роман»! Первые рукописи уничтожил сам автор, затем, благодаря советской цензуре, роман 25 лет «лежал в ящике стола». После публикации в «Новом мире» произведение назвали «пасквилем на МХАТ, на Станиславского и Немировича-Данченко» и очень редко переиздавали. Сейчас о нем попросту забыли.
Спасибо Леониду Алимову, блистательному актеру и режиссеру «Балтийского Дома», за возрождение этого замечательного булгаковского текста!
Спектакль, как и сам роман, начинается с воспоминаний писателя-драматурга Максудова о его работе в Московском Независимом театре. Молодой писатель Максудов (артист Арсений Воробьев), в котором без труда можно узнать самого Михаила Булгакова, пишет поэтический роман о Гражданской войне. Конечно же, это – «Белая гвардия». Процесс создания художественного произведения всегда скрыт от окружающих. Только писатель может приоткрыть тайную сторону своего творчества: «За моим окном плыл трехъярусный корабль, но как-то вечером он исчез и появился в моей рукописи». Когда рукопись готова, начинается долгое «хождение по мукам»: издательства отказывают печатать произведение. Один издатель неожиданно соглашается сотрудничать с автором, но потом теряет почти все экземпляры. Все это истощает главного героя до такой степени, что он уже готов наложить на себя руки. Тем не менее, Максудов снова начинает писать. Теперь это – инсценировка романа, которую он приносит в Независимый театр. По условиям договора, писатель становится сотрудником театра и поневоле полноправным участником закулисных интриг. Вот здесь и начинается самое интересное.
Закулисный мир театра оказывается совсем не таким, как на сцене. Прекрасные актеры – «основоположники», народные артисты России Роман Громадский, Татьяна Пилецкая и Вадим Яковлев, показывают чудеса искусства игры на сцене, а в это время за кулисами происходят совсем другие события – настоящие офисные войны. Ведущие актрисы театра, Пряхина и Вешнякова, соперничают между собой, (артистки Маргарита Лоскутникова и Наталья Виноградова).
Около ста лет прошло с момента описываемых событий, но ничего не изменилось в отношениях между людьми. Мы видим на сцене самый обычный современный офис. У него два хозяина, но один все время за границей, а другой – на даче в кругу семьи. Всеми делами управляет секретарша (Наталья Парашкина). Толпы людей желают бесплатно попасть на спектакль, звоня по телефонам «сильным мира сего», но почти всех, за исключением избранных, вежливо направляют в кассу, в общую очередь. Словно маятник старинных ходиков, развивается флаг «Независимого театра», качается перевернутая башня, звучит украинская песня о Днепре, и все происходящее напоминает известные события на Майдане. Несколько выразительных жестов и слегка утрированные интонации в голосах артистов достаточно точно передают имидж современных политиков.
Максудову кажется, что он попал в театр, только это - театр абсурда. Его пьесу отказываются ставить в Независимом Театре, а переходить в другой театр ему запрещено по условиям договора. Репетиции спектакля приостановлены без какой-либо надежды на продолжение. И вдруг свершается чудо. За постановку пьесы берется сам «метр режиссуры», в котором мы легко узнаем Великого Станиславского (заслуженный артист России Анатолий Дубанов). Дальше – настоящая репетиция по «Системе Станиславского», участвуют все… Кроме Аристарха Платоновича (артист Михаил Брискин).
Постановка спектакля еще не завершена, но Максудов уже изменил свое мнение о Независимом театре: «Театр – это прекрасно, теперь я понимаю, что провел там свои лучшие годы».
Конечно, в спектакле Л. Алимова еще присутствуют небольшие «шероховатости»: первое действие можно сделать динамичнее, если сократить по времени монолог Максудова; «основоположникам» лучше не уходить со сцены, а уезжать.
И все-таки, Леонид Алимов показал себя не только прекрасным сценаристом и постановщиком, но и «строгим экзаменатором» для зрителя. Кто он, современный театрал – пассивный потребитель массовых зрелищ или способный к анализу интеллектуал? Готов ли он к восприятию тонких театральных метафор? Осилит ли он этот спектакль? Выбор остается за нами…
Текст: Мария Гузарева
Фотографии из открытого доступа