Не уходи. Побудь со мною

В честь мартовского потепления в Петербурге оттаивают и сердца театралов. 11 марта в Молодежном театре на Фонтанке даже самые суровые зрители улыбались, подхватив весеннее настроение, которое создавали на сцене артисты в лирической и романтической комедии о счастье и любви под названием «Касатка». Спектакль поставил художественный руководитель и режиссер театра Семен Спивак по одноименной пьесе Алексея Толстого, написанной 16 ноября 1916 г. Эту пьесу писатель любил настолько, что даже сам исполнял в ней роль Желтухина в рижской постановке. И более того, пел специально написанный для этого спектакля романс. С романсов спектакль и начинается. "Не уходи. Побудь со мною" и другие хиты начала двадцатого века исполняет главная героиня – Касатка. По ходу развития сюжета становится известно, что в прошлом она выступала в горностае и перьях на сцене, где не только пела, но и прыгала через обручи, потом работала прачкой и служанкой, а заработанные деньги потратила на долги обещавшего на ней жениться князя. Талантливой актрисе театра Наталье Сурковой удалось создать необыкновенный женский образ. Ее Касатке свойственна невероятная сила характера, которой подчиняются даже мужчины. При этом, она удивительно женственна, и настолько умеет влюблять в себя, что поклонники сходят с ума от страсти даже спустя годы. На большой кровати под фонарями в форме цветов рядом с Касаткой двое мужчин – проигравший не только деньги Касатки, но и последнюю шубу из обезьяньего меха князь Анатолий (Михаил Черняк) и самый колоритный персонаж пьесы - Абрам Желтухин (Сергей Барковский). Неудивительно, что автору пьесы Алексею Толстому нравилось играть именно Желтухина. Практически Остап Бендер, свое Рио-де-Жанейро он находит в деревенской тишине подальше от петербургских соблазнов. Именно в деревню к тетушке князя Варваре (Татьяна Григорьева) он убеждает отправиться обедневших после выплаты очередных карточных долгов Анатолия и Касатку. Деревня встречает городских жителей белизной и чистотой. Здесь запускают белый воздушный змей на белых шариках. На белой кружевной скатерти из белого чайника в белую кружку одетая в белое платье и белую вязаную кофту тетушка в белом капоре наливает чай, периодически выпивая и кое-что покрепче, потому что те нешуточные страсти, которые разыгрываются в ее присутствии, не для ее слабых нервов.
Мечты тетушки о том, чтобы Раиса (Зоя Буряк) и Илья (Александр Строев) поженились, вот-вот могут рассыпаться прахом из-за того, что Раиса готова увлечься князем, а Илья, оказывается, уже много лет сходит с ума от любви к Касатке. Пьесу Алексея Толстого не раз сравнивали с «Женитьбой» Гоголя. Ее критиковали за легкость и нелогичность, и одновременно часто хвалили за характеры персонажей. Действительно, герои Толстого очень живые, яркие, далеко не святые, но и не настолько падшие, чтобы не хотелось им сопереживать. Параллели с Гоголем уместны, хотя сам Толстой признавался, что списал перипетии сюжета с рассказов своей тети Маши, которая, приезжая в гости, постоянно развлекала его рассказами о любовных похождениях своего любимого племянника Леонтия Комарова. Алексей Толстой говорил, что ни одну пьесу не писал он так легко и весело, как «Касатку». Так же легко и весело смотреть спектакли по этой пьесе. «Касатка» идет в Молодежном театре на Фонтанке с 20 февраля 1999 г. За это время Татьяна Григорьева была номинирована на высшую театральную премию Петербурга - «Золотой софит». Спектакль получил приз за лучшую режиссуру по итогам I международного фестиваля на Волге, а также приз зрительских симпатий «Театрал» и другие награды, в том числе в Германии, Италии и Франции. Спустя почти двадцать лет «Касатка» остается самым посещаемым спектаклем и даже считается «визитной карточкой» театра. И дело не только в легкости пьесы. Прежде всего, хочется отметить режиссерскую технику Семена Яковлевича, в которой сочетается и умение интересно преподнести историю, и талант рассказать ее с юмором. Второй положительный момент постановки – сильные актерские работы. Хороша не только Касатка. Желтухин, созданный Сергеем Барковским, фантастически многогранен. Он и манипулятор, который то обольщает, то пугает рассказами о страшных снах. И одновременно он душевный друг и помощник, своим ораторским мастерством вдохновляет на подвиги и легко вызывает улыбку.
Бывает такое, что скука становится частью жизни. Так в начале спектакля от скуки Касатка готова отравиться, а ближе к концу дрожащая от волнения Вера кричит: «Я так хочу, чтобы кто-нибудь кого-нибудь застрелил». А бывает и наоборот, когда «минута больше всей жизни». Многое в «Касатке» построено на контрастах. И ближе к финалу не покидает ощущение сказочности и иллюзорности происходящего. На большом ненастоящем дереве висят такие же ненастоящие яблоки. Могут ли быть истинными чувства, которые возникают мгновенно, а потом заставляют нарушить обещания и отказаться от ответственности, или это очередная иллюзия? Как бы то ни было, когда Желтухин под балалайку поет “O sole mio”, не хочется уже перегружать себя философскими размышлениями. Гораздо приятнее вслед за замечательными артистами Молодежного театра на Фонтанке, по-весеннему энергично и радостно, повторить: «Самое главное – это любовь!».
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения