Я пишу не о себе и не для себя…,
а о тех, кого мне было дано узнать «На берегах Невы»
7 февраля в уютном Театре Дождей зрители на время перенеслись во времена Серебряного века. Петербургский текст – неиссякаемый кладезь, к которому, однако, петербургские театры обращаются не так часто, как могли бы и как хотела бы этого публика. Глотком свежего балтийского воздуха в душной атмосфере претенциозных и неактуальных для петербургского зрителя постановок стал моноспектакль «На берегах Невы».
Спектакль Александра Иванова в исполнении Анны Косенко построен на мемуарах Ирины Одоевцевой. Ученица Николая Гумилёва, она была современницей знаковых личностей той эпохи: Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Александра Блока. Несмотря на то, что Одоевцева обладала несомненным талантом, своим неповторимым стилем, писала стихи, баллады и прозу, участвовала во многих литературных кружках, прославилась она именно своими мемуарами, ярко описывающими жизнь богемного Петрограда.
Камерная сцена, одна актриса, минимум декораций. Но вот хрупкая Анна Косенко, натянув на голову меховую шапку, внезапно перевоплощается – и перед зрителями предстаёт грозный, идеализируемый мечтательной ученицей Николай Гумилёв. Язвительная критика поэта заставляет ранимую девушку, пришедшую на поэтическое отделение института «Живое слово», забросить увлечение поэзией: Ни Гумилев, ни злая пресса Не назовут меня талантом. Я маленькая поэтесса С огромным бантом. Этот самый огромный бант, к слову, стал её фирменным знаком (как шаль Анны Ахматовой), подчёркивающим изящество и экспрессивность юной поэтессы. Через некоторое время Гумилёв сам позовёт её вернуться, нуждаясь во внимательном и восхищённом слушателе, а со временем и почувствовав несомненный талант – из всех учеников именно её он позовёт в свою Литературную студию. Но друзьями они так и не станут: «…Ведь дружба предполагает равенство. А равенства между нами не было и быть не могло. Я никогда не забывала, что он мой учитель, и он сам никогда не забывал об этом». Благодарю наставничеству Гумилёва Одоевцева постепенно вливалась в поэтическое общество – познакомилась и с его знаменитой женой (жёлтая шаль, накинутая на плечи, гордый профиль – и перед зрителями предстаёт Анна Ахматова), и с «Златозубом» - с «самим Мандельштамом!», и с Всеволодом Рождественским, и с Фёдором Сологубом... Пожалуй, более всего преклонялась Одоевцева перед Александром Блоком: «Он казался мне не только высшим проявлением поэзии, но и самой поэзией, принявшей человеческий образ и подобие». Мастерство актрисы Анны Косенко позволяет ей, используя 1-2 знаковых аксессуара той или иной личности, передать яркими штрихами характер, самобытность, талант – но самое главное – буквально оживить на сцене героев того времени. Примечательно, что Ирина Одоевцева большую часть жизни провела в Париже (и написала мемуары с созвучным названием «На берегах Сены») – но признавала впоследствии – что самые счастливые её годы жизни пришлись на голодные послевоенные - в холодном Петрограде, в тёплом кругу литературных единомышленников: «Такой счастливой, как здесь, на берегах Невы, я уже нигде и никогда не буду». Именно этими словами заканчивается спектакль – и проносится перед глазами целая эпоха… Скорбно убирает в чемодан вещи вмиг постаревшая Одоевцева: это покидают её друзья – уходит Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Александр Блок и Владимир Маяковский. Под конец жизни - в 92 года - Ирина Одоевцева вернётся из эмиграции в родной Ленинград, чтобы окончить свои дни на берегах Невы…. Текст: Наталья Стародубцева Фотографии: Ярик Поливко