2 марта у популярного петербургского артиста мюзиклов Антона Авдеева состоится большой сольный концерт. В преддверии этого события мы встретились с Антоном в «ЛДМ. Новая сцена» и открыто и непринужденно поговорили о предстоящем концерте, искусстве, работе и отдыхе.
Антон, вы только что отыграли спектакль «Чудо-Юдо», поставленный по мотивам «Сказки о царе Берендее» В. Жуковского. Ее же в свое время экранизировал Александр Роу. Расскажите немного о постановке.
Могу сказать, что когда я готовился к сказке «Чудо-Юдо», я в очередной раз в нее влюбился, потому что в детстве она не то, чтобы прошла мимо меня, я помнил ее, но не помнил, насколько там много всяких мулек интересных. Когда мы готовили «Чудо-Юдо», я прописывал все роли за всех, и изначально планировалось, что я буду играть самого Чудо-Юдо, поэтому я очень долго искал милляровскую манеру, весь текст Чуда-Юда адаптировал на себя. Я проделал очень большую работу по адаптации материала Жуковского именно к нашему сценическому действию. Но потом так получилось, что не нашли парня, который может исполнять Ванечку в той высокой вокальной тесситуре, поэтому я стал работать в роли Ванечки, Чудо-Юдо от меня ушло.
Вы не расстроились?
Нет, естественно, я не расстроился, потому что для меня был очень интересный подготовительный период. Так получается, что меня эксплуатируют как определенный типаж, а здесь у меня была возможность попробовать другой типаж – комедийный, острохарактерный. Когда я готовил Чудо-Юдо, было очень много смешных моментов и я понял, что, оказывается, да, это у меня получается, и здорово. Мы брали реплики и я адаптировал их, пытался поймать тембр, было интересно.
Мы с вами практически одного возраста. Помню, когда я росла, по телевизору постоянно показывали сказки вроде «Морозко». А сейчас открываешь программу – ничего этого нет.
Я вас полностью понимаю. Непонятно, для чего это сделано. Как будто специально все сделано для того, чтобы люди интеллектуально не развивались. Куда не посмотри, всюду либо следователи, либо разборки ментовские. Я не понимаю, у нас такая хорошая традиция доброго кино, почему его нет, почему не крутится то, что уже снято, и, главное, почему не снимается. Например, я уже давно устал от эйфории по поводу какой-то чертовщины, везде ее пихают. Почему не делать, не снимать что-то доброе. Ну, спрос рождает предложение, значит, люди почему-то голосуют рублем, хотят это видеть. Мне кажется, если снять что-нибудь доброе, детское, я бы сходил точно. Потому что я не знаю, на что водить младшее поколение, если не на нашу советскую классику. То, что сейчас происходит, вообще нельзя детям показывать, мультики какие-то непонятные, очень агрессивные цвета. По мне, так это зомбирование.
В одном из интервью вы говорили, что главное – отдаваться делу целиком.
Да, естественно.
В связи с этим вопрос, что для вас важнее – любимая работа или финансовое благополучие?
Не могу я вам так однозначно ответить. Сказать, что я согласен был бы заниматься этим на добровольных началах и жить впроголодь, но отдавать себя целиком – не могу, не буду лукавить. Естественно, любой труд, если он сделан хорошо и качественно, должен оплачиваться. Я не всегда работаю за большие деньги, я работаю и за маленькие деньги, но труд должен оплачиваться, естественно. Про рай в шалаше – вот это я не очень понимаю.
Не ваша тема?
Это возможно, но до определенного какого-то градуса. Как бы человек ни любил, все равно мы прекрасно знаем артистов, которые обрели популярность в 40-50 лет, а до 40, до 50 у них были проблемы с алкоголем, со всем подряд именно из-за невостребованности. Все должно быть в балансе. Я считаю, что, конечно, обязательно нужно подкреплять и рублем, если человек отдает себя, сгорает на работе. А как? Он же отдает часть себя. Естественно.
Также в одном из интервью вы говорили о том, что мюзикловый мир артистов достаточно маленький. Как вы думаете, почему? Это недостаток кадров или нераскрученность жанра?
Ну, жанр, естественно, развивается. Что было три-четыре года назад и что сейчас – это совершенно другие объемы, и, дай Бог, будет дальше, потому что публика ходит, публике нравится, значит, все правильно развивается.
Почему так мало людей, которые, что называется, в обойме. Наверное, специфический жанр, наверное, просто те, кто приходят на кастинг, не имеют определенного опыта, значит, они просто хуже показываются. Нужно пройти, значит, 20 кастингов, чтобы на 21-й тебя взяли. Нужно попасть с 21-го кастинга на какую-то эпизодическую роль и потом уже понять, как устроена эта кухня, чтобы дальше показываться более успешно. Действительно, в обойме не так много людей.
Не может ли это быть из-за того, что не так много талантов?
Да нет! У нас богатейшая на таланты страна! Значит, кто-то не знает информацию, кто-то где-то не услышал.
А нет такого, что все места уже заняты?
Что значит места заняты? Мы приходим каждый раз на кастинг. Вот у нас сейчас опять будет краткосрочный прокат «Бала вампиров». Я иду на кастинг. Режиссер приходит и хочет посмотреть, кто в какой форме находится, хочет понять, с кем он работает. Никто мне не позвонил и не сказал: «Антон, мы вас официально приглашаем. Приезжайте подписывать контракт». Нет, ты приходишь и доказываешь, что ты имеешь на это право. Также как и любые другие люди. Другой вопрос, что по ОРТ не идет реклама «Приходите на кастинг». То есть, люди должны отслеживать, смотреть группы проектов в том же контакте или где-то с кем-то тусоваться. Также как киношная история, также и мюзикловая. Нужно быть в обойме.
Как вы пришли в мюзиклы, стали мюзикловым артистом?
Я изначально получал образование как артист мюзикла и эстрады в нашей Театральной академии на Моховой, то есть, у меня высшее театральное образование. В этом жанре я и учился, и работал потом в театре, мы гастролировали по всей стране, был такой театр «Рок-опера», там набирался опыта. А большой кастинг, который в принципе существовал в Питере, был «Бал вампиров» в 2011 году. Когда этот первый масштабный проект запускался в Питере, я узнал о нем совершенно случайно от коллег. Мы играли в «Мюзик-Холле», по-моему, спектакль «Барон Мюнхаузен», я играл там одну из главных ролей, и музыкальный руководитель этого проекта нам шепнул: «Ребята, в театре музыкальной комедии будет крупный проект». Не работал бы я там, тоже наверняка бы не узнал и попал бы в обойму позже. Но так получилось, что услышал вовремя, прошел этот кастинг. Причем, когда мне шепнули, кастинг уже вовсю шел, поэтому я, к сожалению, уже не мог претендовать на какие-то роли, уже был выбран и Герберт, и другие, и мне предложили: «Антон, вот у нас есть единственная позиция – это ответственный за мужской ансамбль».
Тем не менее, Герберта вы потом сыграли.
Это потом уже. А в первом сезоне же я не играл, потому что ребята уже были набраны, все на своем месте. Я уж не лез в чужую кухню. Что дали, то и дали, и Слава Богу. А со второго сезона – да, уже пригласили, я опять же прошел кастинг. То есть, никто никого за уши не тянет. И не факт, что всем, кто сейчас придет, скажут «да». Потому что конкуренция растет, кто-то появляется свежий.
Сейчас у нашего режиссера, Корнелиуса Балтуса, новая идея: он поставил в Вене версию «Бала вампиров», где Альфред и Сара – совсем молодые ребята, 15-17 лет. Ему так это понравилось, что он пытается найти здесь совсем молоденьких. Опять же, эти молоденькие должны про это узнать, должны вовремя оказаться в том месте, где надо, пройти кастинг, потому что типаж типажом, но ты же должен быть еще и подготовленный – эмоционально и т.д. Альфред не уходит со сцены три часа кряду. Мы все смеемся по-доброму, что главный герой вроде как Кролок, но у Кролока как у Филиппа Киркорова – три песни в первом акте и три песни во втором акте. И все. А вся работа на сцене постоянно у Альфреда и профессора, которые, обливаясь потом, 99% времени на сцене. Так что свита делает короля.
Совсем скоро, 2 марта, у вас состоится сольный концерт. Это ваш первый сольный концерт?
Нет, далеко не первый. Скажем так, это первый билетный сольный концерт за прошедшие пять-шесть лет. Просто многие меня знают с мюзиклов, а до мюзиклов и параллельно с мюзиклами я же постоянно работаю как сольный исполнитель. Билетные концерты я не давал, так как вроде не видел в этом необходимости. Но люди уже давно спрашивают «ну когда же, когда же». Я подумал, что надо сделать, раз люди просят. Действительно, я не вру, это концерт-благодарность, я этим концертом хочу сказать спасибо тем, кто верит, кто поддерживает и кто все эти годы спрашивал «ну, когда же». Вот для них этот концерт, там специально будут учтены все пожелания. Будет чуть-чуть классики, будет очень много драйва, очень много рока, джаза. То есть, всего по чуть-чуть, чтобы всем угодить. Естественно, будет и лирика, которую от меня ждут. Но одни ждут лирику, а другие драйв… Все будет дозировано, чтобы угодить всем.
У вас уже есть опыт совместных выступлений с оркестром ART-BAND?
Есть, конечно. Это обалденный совершенно оркестр, я давно с ними сотрудничаю. Я со всеми оркестрами сотрудничаю в Питере. Я очень часто работаю на государственных концертах, просто кто-то про них не знает, потому что, опять же, меня ассоциируют с артистом мюзикла. А так я постоянно, несколько раз в месяц, работаю где-то сольно, где-то с оркестром, где-то с какой-то небольшой командой. Этот оркестр МВД, наш петербуржский, уже года три предлагает сделать концерт. Я подумал – ну ладно, если уж делать, то делать хорошо, дорого, с оркестром, в хорошем большом зале. Там действительно потрясающий зал (ТКЗ им. Дзержинского – прим. авт.), центр города, всем удобно. Большой солидный оркестр, именитый дирижер.
Оркестр, с которым вы будете выступать, эстрадно-джазовый. Джаз вам близок?
Для меня – да, естественно, джаз близок. Просто я такой человек, считаю, что во всем хороша мера. С дирижером мы сейчас постоянно в тесном контакте, и он все пытается меня ввести в свою стезю. Я его все время ограничиваю тем, что у нас не джазовый фестиваль. Если мы будем давать какие-то изыски, то люди заскучают. Поэтому мы даем только то, что люди понимают, любят. Это будут, естественно, несколько хитов того же Фрэнка Синатры, который у нас на слуху, но мы не будем уходить в джазовые изыскания, потому что все остальные просто устанут. Должно быть дозировано и четко в десятку, без перебора.
А в свободное время вы можете послушать джаз?
Да, но я такой… меломан. Я всеяден. Для меня музыка бывает либо хорошая, либо плохая. Если выбрать со всех, то, конечно, это и рок-музыка, и классика, если она фундаментальная. Опять же, не какие-то изыски, вода 2,5 часа. Люди часто идут в оперу, чтобы услышать из целого произведения две-три хитовые арии. Народная песня бывает совершенно замечательная.
Есть ли у вас нелюбимый жанр?
Я ничего не понимаю в шансоне, в русском шансоне. Мне кажется, что это все политика, чтобы люди перестали думать, когда совсем примитив дается из телевидения, из радио. Почему, кому может быть в нашей стране близка тюремная тематика, кроме людей, которые сидели? Так слушают-то 90% людей, не имеющих никакого отношения, не имеющих тюремного прошлого. Почему вам это нравится? Я не понимаю. Примитивные тексты, примитивная музыка на одной и той же гармонии.
Мне кажется, что музыка должна быть все-таки не из пальца высосана, потому что people хавает. Хорошие песни-то рождаются редко, а человек должен там, не знаю, к сентябрю выпустить свеженькое, человек должен к лету выпустить свеженькое, вот и чувствуется, что люди садятся на одну фишку и ее эксплуатируют просто. Та же Елена Ваенга, я ее лично знаю, мы знакомы. Она потрясающая, у нее очень много чего в багаже есть, но плывет туда, куда направляют. Так она делает какие-то маленькие междусобойчики, где поет тот материал, который близок ей, а коммерческий продукт – это другое. К сожалению.
Таков мир шоу-бизнеса.
Да, хотя мне кажется – надо прививать. Мне кажется, если бы у нас крутили по радио Шопена, то последний гопник бы через месяц подпевал Шопену. Также и наоборот. Я думаю: «Что за дрянь? Что за дрянь?» А потом ловлю себя на мысли, что с пятнадцатого раза уже и нравится.
Что для вас является главным источником вдохновения?
Природа, солнце, единение с самим собой, я очень много устаю от суеты, от шума постоянного по роду профессии, поэтому очень часто у меня прямо потребность куда-то выехать: в лес просто послушать пение птиц, увидеть солнце. Я думаю, как у всех. Это же кажется, что у нас какая-то специфическая профессия. Человек в офисе сидит, те же самые вопросы, те же самые проблемы, устаешь от той же рутины. Просто здесь, может быть, более шумно. У меня очень часто в машине тишина.
Где бы вы предпочли отдохнуть – в горах, на море?
Я хорошо отношусь и к лежательному отдыху, когда тебе нужно просто лечь и лежать. Естественно, горы, путешествия, чтобы ножками походить. Интересно подышать, посмотреть виды. Но иногда ты понимаешь, что тебе это не надо и надо просто лежать. Отдых – это смена занятий, смена впечатлений, нужно вырываться куда-то. Сейчас какая-то такая тенденция. У меня нет, к сожалению или счастью, такой возможности: смотрю, люди на месяц уезжают куда-нибудь на Бали. Как можно так? Что, неужели здесь ничего не держит? У меня тут есть, чем заняться – работа, люди. Но по-доброму завидую, конечно: на месяц голову отключить и вылететь из процесса было бы хорошо. Главное, чтобы потом было к чему вернуться.
А куда хотели бы съездить?
Я очень хочу какую-нибудь экзотику, ну, экзотику для меня. Какой-нибудь Непал, Тибет, что-то такое, ощутить другую атмосферу. В Индии я не был. Но опять же, в Индию я хочу тоже совсем дикую, но при этом, чтобы рядом человек был грамотный, чтобы это не были туристические места, объезженные, а чтобы была эклектика какая-то.
Кстати, по поводу гидов. Вы предпочитаете гулять сами или с гидом по заранее спланированному маршруту?
Я обычно с путеводителем, сам. Все же отмечено, не привязан ты ни к графику, ни к чему. Я хожу, гуляю с кем-то, смотрю и вижу эти группы, которые в суете бегут. Они бы вроде с радостью со мной бы и остались здесь еще на 15 минут, но их уже куда-то потащили. Это суета.
В заключение скажите, какие сюрпризы будут на концерте, чем планируете удивлять зрителей?
Сюрпризы будут как раз для тех, кто знает меня как мюзиклового артиста, они увидят меня совершенно в других жанрах. Это будет, наверное, главный сюрприз, потому что там будет очень много музыки, которой от меня явно не ожидают. А тот, кто, наоборот, знает меня с детства, знает, конечно, что я в этих стилях тоже работаю. Действительно, очень большая заслуга этого концерта будет на оркестре, потому что это не просто сопровождение, это их авторские аранжировки, это их большая работа. Это уникальный оркестр, оркестр солистов, каждый из которых – мегапрофессионал. Они работают и в оркестре у того же Бутмана. Здесь так получилось, что все они собираются в городе, и мы поэтому второе число сразу забили. У меня первого – день рождения. Все совпало и думаем – надо делать, потому что больше мы не соберемся никогда, уже три года пытаемся это сделать. Именно в этот день все соберутся и должно быть очень круто.
То есть, День Рождения в этом году удастся?
Да. Я всех, пользуясь случаем, приглашаю. Не надо никаких подарков, пускай лучше приводят знакомых, друзей, потому что все должны получить удовольствие именно от музыки.
Спасибо вам большое! Удачи!
Беседовала Любовь Марьина
Фотографии из официальной группы Антона Авдеева в контакте