Stille nacht или с Новым годом
30 декабря в самом центре Санкт-Петербурга под органную музыку зрители прощались со старым годом, и всеми фибрами души ощущали дух рождества. В субботний день между европейским рождеством и новогодней ночью в лютеранской Церкви святых Петра и Павла - Петрикирхе состоялся концерт под названием «Рождественский орган», организатор - Продюсерский Центр "Amadeus".
Место проведения концерта было выбрано неслучайно. Концертный зал Петрикирхе славится своей замечательной акустикой. Самая большая лютеранская церковь северной столицы была спроектирована в 1833 г. И орган соответствовал её размерам. Одна из ведущих немецких фирм по строительству органов – Валькер - соорудила инструмент с более чем сорока регистрами. В конце мая 2017 г. в Петрикирхе был установлен 3-х мануальный, 43-х регистровый орган Willi Peter. На сегодняшний день, это самый большой духовой церковный орган нашего города.
Для создания праздничной атмосферы на сцене перед алтарем, украшенным большой картиной кисти Карла Брюллова, изображающей распятие, установили пушистую нарядную зеленую елку. Но самым главным инструментом создания рождественского настроения стала музыка.
Концерт начался с рождественского волюнтари до-мажор английского композитора и органиста эпохи барокко Джона Стэнли. Затем последовало сочинение нидерландского композитора и органиста Яна Питерсзона Свелинка “Ballo de Granduca”. Далее прозвучало произведение известного итальянского композитора Антонио Вивальди “Sposa son disprezzata”. Не обошлось и без любимого многими поклонниками классической музыки Вольфганга Амадея Моцарта. В концертную программу вошли его «Фантазия ре-минор» и первая часть Сонаты № 13 си-бемоль мажор. Невозможно было бы представить органный концерт без музыки самых известных органистов мира - Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Музыканты исполнили “Пастораль фа-мажор” Баха и “Lascia ch’io pianga” Генделя.
Отдельно стоит отметить “Ave Maria” Баха и Гуно – часто исполняемое на Рождество музыкальное произведение с интересной историей. Еще в 1722 г. Бах написал «Прелюдию до-мажор» – самую известную пьесу из «Хорошо темперированного клавира», которая за свою простоту и изысканность получила всеобщее признание. Спустя 150 лет молодой композитор Шарль Гуно, развлекая публику, решил сымпровизировать и создал новое музыкальное произведение, а позднее на него наложили молитву “Аве Мария”.
В завершении концерта прозвучало еще более известное рождественское песнопение “Stille Nacht” – «Тихая ночь, святая ночь». Текст песни написал Йозеф Мор в 1816 году. Это была шестистрофная поэма о Рождестве Христовом. 24 декабря 1818 года, в рождественский сочельник, Мор пришёл к органисту Францу Груберу со своей поэмой, и попросил на её основе написать музыку для двух голосов а-капелла и гитары. Тот сочинил музыку для гимна в тот же день. Сегодня сложно представить европейский праздник Рождества без этого христианского гимна.
Органная музыка на концерте прозвучала благодаря великолепному мастерству органиста, дирижера и руководителя органных концертов в Петрикирхе Сергея Силаевского. За роялем играл пианист Лекс Григорьев. Вокал - Сопрано, солистка Мариинского театра Светлана Киселева.
После концерта зрители аплодировали, дарили исполнителям цветы, а потом долго не хотели расходиться, и фотографировались с музыкантами, на фоне органа и елки. Дух рождества царил повсеместно. Равно как и праздничное настроение.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Оксаны Головни