Текст: Татьяна Барашкова Фото: Татьяна Волошина
[gallery link="file" ids="132423,132422,132421,132463,132462,132461,132460,132459,132458,132457,132456,132455,132454,132453,132452,132451,132450,132449,132448,132447,132446,132445,132444,132443,132442,132441,132440,132439,132438,132437,132436,132435,132434,132433,132432,132431,132430,132429,132428,132427,132426,132425,132424"]Mgzavrebi: Теплый концерт с пожеланием мира
Теплый, светлый и традиционно искренний концерт группы Mgzavrebi состоялся в клубе «Космонавт» в запорошенный снегом хмурый четверг 7 декабря. Сет-лист, составленный почти на ходу, импровизация на пандури и много-много историй солиста Гиги Дедаламазишвили. Mgzavrebi не поставляют на конвейер очередной шоу-продукт, Mgzavrebi остаются на сцене самими собой, а их концерты – встречи с поклонниками и друзьями, где расстояние между сценой и залом – только формальность.
Если вы не едете в Грузию, но давно мечтали там побывать, попасть в нее ненадолго поможет билет на Mgzavrebi. Привычные ранние зимние сумерки, разгар недели и неизменно сопутствующий ей to-dolist рабоче-домашних хлопот – на пару часов все расплавится. Вместо темного фона, где медленным огнем тепло горит ламповая надпись – название группы – враз возникнут зеленые горы и шумные тбилисские дворики.
Гиги говорит, что у Mgzavrebi нет фанатов – только поклонники и друзья. Поклонники и друзья начинают собираться в «Космонавте» примерно за час до начала концерта, стараясь занять место поближе к сцене. Кажется, стандартная история. Но только до тех пор, пока зрители не начинают периодически курсировать к бару и возвращаться обратно, находить в толпе знакомых и присоединяться к ним. Тут действительно собрались друзья, с пониманием пропускающие друг друга и образующие достаточный круг для желающих сделать селфи на память. Где такое еще увидишь?
В беспокойном ожидании проходят 40 минут разогрева. Молодой фолк-рок камерный оркестр «Карелия», тягуче-гипнотические северные мотивы. «Она красивая», «Вокал хороший», – отзываются в толпе о солистке. Но продолжают переминаться с ноги на ногу: в прохладный зимний день петербуржцы пришли согреваться современными грузинскими мотивами.
Mgzavrebi появляются на сцене примерно в семь минут десятого. Чуть опоздали. Но «старичкам», не первый раз посещающим концерты музыкантов, такое должно быть уже в привычку.
«Мы там, за сценой, не пьем шампанское и не читаем Фолкнера, честно», – извиняется Гиги.
Дальше – гитары, пандури, кахон, голоса – все сливается. Народная музыка Грузии, рок, поп-рок – Mgzavrebi играют то, что им нравится, то, на чем выросли, не загоняя творчество в узкие рамки жанра. Стоять на месте не получается. Музыканты призывают зал хлопать в такт, практически не опуская рук. Секунда, две – ладони следят за ритмом автоматически, пол под ногами вибрирует, ходит ходуном. Начинается магия, начинается путешествие на холмы Грузии. И под ночной мглой, почти как у Пушкина (колыбельная Iavnana), и под слепящим солнцем (а таких песен у Mgzavrebi, кажется, большинство).
«Вы молодцы, слушаете такую абракадабру», – шутит Гиги.
Абракадабру ли? Самые преданные поклонники, не отставая от музыкантов, поют весь концерт и в словах не путаются. Остальные включаются на припевах, но тоже понимают, о чем говорят музыканты. Да и как не понять? Со сцены, кажется, так и заливает мягким светом и теплом. Покинул друг, случилась беда? Ничего, «Прорвемся». Опустились руки? Isevdaisev. Не жалей ни о чем, все, что было, – оно того стоило. Или вот, другой без лишних слов понятный рецепт – «Invinoveritas».
«Раньше я старался объяснять, о чем наши песни, но вот эту шутку никто, кроме грузин, не понимает, не знаю, рассказывать? Рассказать?», – спрашивает Гиги.
Зал одобрительно кричит: «Рассказать!».
«У меня есть друзья, они ничего не делают, не работают. Спросишь их: «Ты ищешь работу?» – скажут: «У меня столько дел, мне некогда», – улыбается Гиги.
Зал снова одобрительно аплодирует. Где-то раздается: «Это же мы!»
«У вас тоже есть такие люди?» – радуется Гиги.
Обычно перед концертами музыканты составляют список композиций и прописывают все слова, которые собираются сказать со сцены. Наверняка какие-то наброски делают и Mgzavrebi, но в отличие от многих очень эскизно. Гиги признается, что не успел прописать сет-лист. Что играть дальше, решается на сцене коротким «Давай?» в сопровождении нескольких аккордов. А реплики из зала, долетевшие до музыкантов, без ответа не остаются. Mgzavrebi за настоящность и не пытаются быть кем-то, кроме себя.
«Не писать о бедности, когда ты богат, не писать о любви, когда не ты любишь. Не играть на чувствах других людей, зарабатывая этим на жизнь», – рассказывал об основных принципах группы Гиги в интервью журналу RollingStones.
Так, последний альбом Iasamani (Сирень) музыканты выпустили год назад к 10-летию коллектива и в благодарность родным, близким – всем тем, кто помогал и помогает группе на ее пути.
В петербургский концерт вошли многие песни с последней пластинки группы (Sanamgulebs, Gamodi, Domino), но были и давно любимые публикой «Потому что я верю в чудеса», «Просыпается заря», «DzalaErtobashia». А еще недолгое, но яркое соло БежоАмиранашвили на пандури – грузинском народном инструменте. Российским музыкантам у грузинских коллег определенно есть, чему поучиться: когда вам в последний раз доводилось видеть лихую балалайку, собирающую стадионы?
Mgzavrebi не любят, когда организаторы концертов или дизайнеры афиш делают акцент на грузинском происхождении группы: опасаются стереотипов и хотят быть европейской командой. Но Запад давно перемешал уникальные традиции народов в плавильном котле, породив космополитическую worldmusic. А Mgzavrebi — про живой фольклор и традиции. Их песни о любви, дружбе, чудесах – важных и вечных вещах, которые в мегаполисах, увы, теряются под копотью повседневной суеты и, кажется, только музыкой и другими видами искусства иногда поднимаются на поверхность. В вечной погоне за чем-то и вечном поиске чего-то мы ставим цели наперед и думаем, что, достигнув их, обретем наконец счастье. Mgzavrebi – путники, странники (так и переводится с грузинского), но те, что не разучились ценить момент, видеть прекрасное в настоящем, и на универсальном языке музыки они напоминают об этом всему свету. Кто знает, что будет в конце пути, может быть, счастье и есть само странствие?
Расплескав бутылку воды на разгоряченную публику, Гиги закончил концерт пожеланием мира – пожалуй, важным сегодня как никогда (смотри сводки новостей, вспомни о своих ссорах и спорах). Зрители долго не отпускали музыкантов, продолжая аплодировать, несмотря на отбитые ладони, а потом долго приходили в себя. Нужно было вспомнить, что на завтра – очередной рабочий будний, поторопиться в метро и не забыть замотать шарф потуже: петербургские температуры теплом еще до конца весны не порадуют.