Космический минует: классика сегодняшнего дня
Концерт классический музыки проекта "Классика в темноте" состоялся в Планетарии 13 декабря. Синтезируя звучание электронных (электроарфа, пятиструнная электроскрипка) и классических инструментов (фортепиано, скрипки, виолончели), музыканты примиряют Вивальди и Баха с современностью, а технологии digital-art позволяет арт-проекту стать настоящим продуктом постмодернизма. Любители «Космической Одиссеи» Кубрика наверняка оценят идею послушать классическую музыку в самом большом в мире планетарии.
Авторы задумывали программу как космические путешествие: сначала слушатели (и по совместительству, зрители) оказываются на границах Млечного пути, «подплывают» к Луне, обходят Юпитер, проходя между кольцами Сатурна, с кульминацией в поясе астероидов. Тем не менее, отношение музыки и картинки проработано весьма поверхностно: в какой-то момент этот космический «танец планет» начинает напоминать графический эквалайзер стандартного Windows Media.
И всё же масштабы шоу поражают: Планетарий с диаметром купола 37 метров в здании крупнейшего газгольдера России, оборудование в 40 мощных проекторов, и интересный мультимедийный контент. Кроме того, нужно отдать должное профессионализму музыкантов, который покрывает недостаток драматургии. Ансамбль «Струны Петербурга», состоящий из музыкантов высочайшего класса, лауреатов международных премий, артистов Мариинского театра, ЗКР, Филармонии, доводит исполнение классических произведений до «космического» совершенства, ведь музыка всегда была связана с космосом.
Но достаточно ли техники и эмоций для полноценного погружения в «космическое путешествие», решать Вам. Если вспомнить симфоническую сюиту «Планеты» Густава Холста, то в ней идейная наполненность музыкального образа отправляет слушателя в космические миры, задействуя лишь общечеловеческие мифологемы, ведь «Марс - вестник войны», а «Меркурий - крылатый посланник». В нашем же случае, возникает отношение Земля-Космос, где земные законы притягиваются в космические миры: «Религия начинает с начала, а наука начинает с конца», - сказал когда-то Эйнштейн. Но искусство всегда было ближе к религии, и научно-техническая революция, возводящая технику на место религии, в этом случае проигрывает человеческому воображению.
Текст: Мария Шрамова
Фотографии Евгении Анисимовой