"В колокол бьет, объявляя тревогу, Печальный призрак нашей свободы. Но не услышат и не помогут Мертвые боги..."
Практически все песни новой пластинки можно растаскивать на цитаты и писать по ним новую антиутопию. Правда, в антиутопиях приняты гиперболы, а Би-2 без них обошлись: зачем придумывать то, что и так есть? От «Черного солнца» к манифестной «Теме века», максималистской и призывающей на бой против системы: как бы Би-2 ни экспериментировали со звуком, они – свободолюбивые рок-н-рольщики, были, есть и будут. Затем – «Детство», которое в такой последовательности создает throwback-эффект: вместо во всю полыхающего протеста тут только его начало. Напоминает космический полет, с которого все начиналось. Из колыбели сверкающих звезд – к столкновению с не слишком приветливой реальностью, при котором розовые очки неизбежно пострадают. Всего в программу концерта вошли 22 композиции. Из них 11 – с новой пластинки. Это весь «Горизонт событий» за исключением бонусных треков с альбома. Остальные – визитные карточки группы: «Варвара», «Полковнику никто не пишет», «Сердце», «Скользкие улицы» и другие не менее известные композиции. Для каждой песни команда Би-2 (и тут нужно иметь в виду не только музыкантов) подготовила уникальное видео-световое сопровождение. Исполненное на акустике «Серебро» сопровождалось лаконичным голубоватым лучом прожектора и крупным планом Левы на экранах, «Молитва» переливалась теплым золотом, а ироничная «Виски» разрывалась яркими красками народных мотивов. К слову, «Виски» Би-2 отыграли вместе с американским музыкантом Джоном Грантом – в точности, как подано на пластинке. Заморский гость, поющий на практически чистом русском с длинной бородой, что тоже очень про фольклор, пляшущий медведь (Лева), и текст, суть которого сводится к незамысловатой формуле «какой русский не любит выпить» – «Виски» собрала все стереотипы о Руси-матушке и стала одной из самых ироничных композиций на новом альбоме. Напротив, одну из самых эмоционально тяжелых – кульминационную «Пора возвращаться домой» – Би-2 записали вместе с Oxxxymiron-ом, которого музыканты привезли в Петербург в виртуальном формате: свою партию Мирон зачитал, возникнув на красном экране над сценой. Впрочем, видеооформление шоу стало не только площадкой для космического вояжа и кибер-Мирона, но и способом расставить смысловые акценты в довольно непростых песнях с «Горизонта событий». Так, холодная, подчеркнуто ровная «Родина» сопровождалась вращающимся на экране земным шаром, обернутым купюрами, а «Пофигу» – кадрами из телевизионных шоу, на которых можно было разглядеть, например, фрагменты «Дома-2», Милонова и Малышеву, рассказывающую что-то о ягодицах. Но детали деталями, а подачу никто не отменял. Без харизматичных Левы и Шуры, барабанщика-виртуоза Бориса Лифшица, способного в одиночку зарядить тысячный стадион, флейтиста и клавишника Яна Николенко, ставшего в «Горизонте событий» соавтором Левы по текстам, бас-гитариста Максима Лакмуса и гитариста Андрея Звонкова, который, к слову, из-за сломанной ноги отыграл концерт на кресле, стилизованном под некий космический агрегат, – без любого из них такого грандиозного и масштабного шоу не вышло, как и без остальных членов команды, зрителю не доступных. Презентация «Горизонта событий» пролетела так, как пролетаешь обычно на американских горках – быстро и с ворохом самых разных эмоций, которые нужно потом еще переварить. Она не стала очередным концертом Би-2 (хотя каждый из них проходит на уровне), она стала спектаклем, полным метафор, которые Лева и Шура, заявляющие в интервью о своей аполитичности, никогда не расшифруют. Ключи к этим метафорам придется подбирать самостоятельно, как и отвечать на вопрос, куда все-таки доставили зал Би-2: за миллионы световых лет от Земли или в не такое уж и далекое будущее на ней?Фото: Елена Козлова
Текст: Татьяна Барашкова
[gallery link="file" ids="131866,131867,131868,131869,131870,131871,131872,131873,131874,131875,131876,131877,131878,131879,131880,131881,131882,131883,131884,131885,131886,131887,131864,131865"]