В Новом музее Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге открылась выставка живописи Андрея Пахомова «Против гравитации», которая продлится до 17 декабря. Проект представляет живописные холсты одного из классиков русского позднемодернистского искусства Андрея Пахомова. Экспозиция в Новом музее стала первой значительной персональной выставкой после смерти художника в 2015 году. Впервые широкой публике доступны избранные работы из серии «Торсы», написанные Пахомовым в последние годы жизни, когда художник, известный своими графическими работами, погрузился в эксперименты с живописью.
Выставку открыли Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, и Николай Кононов – арт-критик, писатель, автор книги об Андрее Пахомове «Алфавит зрения». Среди гостей выставки – Заведующая Молодежным центром в Государственного Эрмитажа София Кудрявцева, директор Музея сновидений Зигмунда Фрейда Екатерина Синцова, куратор музея современного искусства «Эрарта» Владимир Назанский, директор по связям с общественностью Музея Фаберже Екатерина Пучкова, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Маргарита Костриц, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Ирина Карасик, художник и куратор Пётр Белый, куратори редактор светской хроники «Собака.ру» Саша Карпова, коллекционеры Александр и Александра Большаковы, искусствовед, профессор Европейского университета Илья Доронченков, арт-критики Павел Герасименко и Станислав Савицкий.
Среди художников, посетивших открытие, – Дмитрий Шагин, Анатолий Белкин, Иван Говорков, Леонид Цхе, Семен Мотолянец, Влад Кульков, Иван Тузов, Филипп Донцов, Игорь и Елена Кулик, Юрий Александров,Филипп Кондратенко, Андрей Рудьев, Арсений Блинов, Анна Красная, Маргарита Баранова, Алан Хатагты, Динара Нуримова, Егор Лаптарев и другие.
Андрей Пахомов (1947-2015) – художник, график, действительный член Российской Академии художеств, Заслуженный художник Российской Федерации, участник свыше 150 художественных экспозиций в России и за её пределами, автор иллюстраций и оформления около тридцати русских и зарубежных изданий, сооснователь издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга».Профессор Санкт-Петербургского государственного академического института имени И. E. Репина PAX, заведовал кафедрой графики и более тридцати лет руководил персональной мастерской.Станковые и книжные работы Андрея Пахомова отмечены премиями и наградами.Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Российской национальной библиотеке, Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее современного искусства в Париже,музее «Альбертина» в Вене, Баварской государственной библиотеке, Кабинете гравюр в Берлине, Кабинете гравюр в Дрездене.
Сын Алексея Федоровича Пахомова, одного из основателей ленинградской графической школы, на книжных иллюстрациях которого выросло несколько советских поколений, Андрей Пахомов в своих изящных рисунках размышлял о первоэлементах графики – линии и объеме.Переосмысляя эстетические основания творчества,художник последовательно пришел к собственному мощному пластическому языку, ясно зримому и в живописных холстах.
Серия «Торсы» – это преодоление академизма, с которым художник был связан почти всю жизнь. Экспрессионистские объемы, вычерченные мастихином, написанные тряпкой и тонкой кистью, в своей грубой и точной сделанности представляют безукоризненно выстроенное размышление о живописном образе. Вразрез с канонами античного искусства этот образ неидеален и лишён гармонии. Торсы Пахомова оживляют архаические формы в изящной, неповторимой неправильности, которую способны создать либо время и случай, либо большой мастер.
Александр Боровский, искусствовед, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:«Торсы» знаменуют, пожалуй, наименее формальный период в творчестве художника. Многие вещи выполнены в живописи. Пахомов чувствует себя совершенно уверенно в этой медии: работает в жидкой живописи на сближенных тональностях, эффектно обыгрывает просвечивания как средство мерцания и смягчения основного цвета. Опять же конвенциональные представления о живописности ему, похоже, не интересны: не колоризм как таковой его волнует, что-то другое.Его торсы странно, нетрадиционно, неэффектно с точки зрения композиционности обрезаны... В целом фрагментирование у Пахомова акцентирует момент естественности, непреднамеренности, алеаторности. Торсы не «рассказывают истории»: о своей жизни, эстетическом воплощении, жанровом предназначении и пр. Сартр писал, что плоть проявляется как чистая случайность присутствия. Так вот, бытие торсов – присутствие в нашем опыте. Тактильном – когда они телесно, перцептивно ощутимо касаются нас. Метафизическом – когда они проплывают мимо как образы инобытия. Пожалуй, это им самим, торсам, решать, как им присутствовать в нашей жизни – как телесное касание или как бесплотная тень… 9 декабря в 16.00 в Новом музее в рамках выставки Андрея Пахомова «Против гравитации» состоится public talk с участием Ильи Доронченкова, Николая Кононова, Семена Мотолянца, Виталия Пушницкого, Станислава Савицкого и Леонида Цхэ.
Петербургские арт-критики, писатели и художники поговорят о роли искусства в меняющемся мире и том, что делает искусство актуальным, о становлении и творческом самоопределении художника и проблемах академического образования в сфере искусства.
Регистрация на public talk по ссылке
Фото: Александр Шек
Текст пост-релиза предоставлен коммуникационным агентством MediaBuzz