«Вю»: грустный клоун в БТК
В рамках четвёртого международного фестиваля "БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол", основной темой которого в этом году стал цирк, 5 ноября на Малой сцене Большого Театра Кукол был показан моноспектакль «Вю». Спектакль привез творческий коллектив из Франции Cie Sacekripa. Эта театральная компания была создана 5 друзьями с одинаковыми жизненными ценностями, целью которых было делиться ими со зрителями, радовать публику запоминающимися уличными представлениями.
Идейным автором и вдохновителем, а также исполнителем является Этьен Мансо. «Vu» («Вю») дословно переводится с французского как «увиденный, замеченный» - так зрители как бы подглядывают за эпизодом из жизни героя. На маленькой сцене – столик и чайник. Герой возвращается домой и готовится к чаепитию. Из чётких, продуманных действий – настоящего театра предметов - становится ясно, что ритуал повторяется ежедневно. Образ грустного одинокого клоуна, часто используемый в цирковых постановках, здесь максимально жизненный и реалистичный – порой действия героя вызывают смех, иногда – страх или недоумение. Абсолютный перфекционист, он с математической точностью рассчитывает угол падения кубика сахара с кнопки чайника в чашку, а чтобы разрезать кусочек надвое, использует огромный тесак. Желая покурить, вдыхает дым из тостера через огромную трубочку, а дабы налить в чай молоко, использует сложную схему, напоминающую процесс дойки коровы.
Этьен прекрасно контактирует с залом, не произнося ни слова за весь спектакль – один его взгляд – и вот уже ребёнок из зала бежит исполнять его указание, втайне надеясь на вкусную награду - зефирку.
Герой спектакля – мизантроп (как трепетно он относится к входу в своё жилище, как резво прячет лакомства, чтобы не угощать детей), похожий на нелюдимого учителя математики иди физики, который наверняка был у каждого в школе или университете – со своими маленькими странностями, «весь в себе».
Как признаются многие актёры, принимать участие в комедиях, смешить зрителя – самое сложное в профессии. Мансо умудряется доводить до хохота и взрослых, и детей одним взглядом, полунамёком, ироничным поднятием брови.
По окончании спектакля, кстати, Этьен произнёс единственное слово – «спасибо», вызвав бурные аплодисменты и благодарность публики.
Прекрасно то, что подобные фестивали – шанс для обмена опытом и знаниями с зарубежными актёрами. Представления знакомят с новыми формами искусства, учат детей по-новому, в игровой и комической форме воспринимать его, отвлекая от новомодных гаджетов, дают шанс пообщаться с родителями, сблизиться и обсудить общие впечатления.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Большого театра кукол