"Сегодняшние друзья – завтрашние враги" Александр Дюма. "Граф Монте-Кристо". Театр музыкальной комедии, много лет успешно сотрудничающий с Миклошем Габором Кереньи (KERO), художественным руководителем Будапештского театра оперетты и мюзикла, и уже подаривший зрителям такой хит, как «Джекилл и Хайд», в новом сезоне приготовил поклонникам очередной сюрприз. В Петербурге 11 ноября состоялась премьера мюзикла «Граф Монте-Кристо».
Специально для российской постановки Фрэнк Уайлдхорн, один из талантливейших композиторов современности, написал дополнительные музыкальные номера, а венгерская группа дизайнеров создала изысканные и романтичные костюмы. Приключенческий роман Александра Дюма – произведение, широкое известное во всём мире и горячо любимое в России, неоднократное экранизируемое (как тут не вспомнить «Узника Замка Иф» 1988 с Виктором Авиловым). Немного наивная история о любви, предательстве и благородной мести, сейчас может показаться неактуальной. Необходимо было, переосмыслив знакомый всем сюжет, создать нечто новое, понятное современному зрителю, яркое и масштабное действо. И в Театре Музкомедии в очередной раз родился шедевр!
Открыло спектакль мощное музыкальное вступление, которое будет звучать впоследствии в самых значимых моментах постановки. Зрители знакомятся с молодым романтичным моряком Эдмоном Дантесом, который больше всего в жизни любит море и свою невесту Мерседес. По возвращении из рейса его назначают капитаном корабля. Радости юноши нет предела! Но чёрная зависть пожирает двух людей, которых наивный Эдмон считает своими друзьями. Они клевещут на него, узнав, что в рейсе ему было передано политическое письмо, и праздник по случаю помолвки и повышения Дантеса заканчивается арестом. Прокурор де Вильфор, узнав, что истинный заговорщик, которому было предназначено послание, это его собственный отец, отправляет Дантеса в пожизненную ссылку в неприступный Замок Иф. Мерседес, беззаветно любящая жениха, проводит всё время в молитвах («Чист и светел он душой, верни его домой»). Символы чистоты – белое платье Мерседес, статуя Девы Марии, лилии и свечи - мгновенно переносят зрителя в настоящую часовню. А в это время Дантесу, словно в аду, закованному в кандалы, выжигают клеймо и везут в замок, который станет его тюрьмой на долгие годы...
Проходит несколько лет. Обречённый Эдмон постепенно теряет надежду, но внезапно спасение приходит от другого узника - аббата Фариа. Он прекрасно образован и делится своими знаниями, превращая простого моряка в истинного аристократа и наделяя его прекрасными манерами. Вдвоём они выкопают тоннель, но выберется на свободу только Дантес. Перед смертью Фариа завещает ему несметные сокровища, благодаря которым Дантес проникнет в высшее общество и отомстит предателям – мудрый Фариа откроет глаза Эдмону на виновников всех его злоключений.
Счастливо выбравшийся из морской пучины (благодаря каскадеру и 3-d технологиям у зрителей создаётся полная иллюзия погружения на морское дно), Дантес находит новых друзей на корабле контрабандистов, возглавляемом Луизой Вампа. Страстная, чувственная Наталия Диевская, истинная звезда спектакля, с неподражаемым драйвом и энергетикой исполнила пиратский танец, органично смешав классическое исполнение с рэпом, хип-хопом и брэйк-дансом.
Завладев сокровищами острова Монте-Кристо и взяв себе одноимённый псевдоним, Эдмон стремится в Париж, где узнаёт горькую правду – его любимая Мерседес стала женой заклятого врага Мондего, у них есть сын Альбер. На деле между супругами нет ни любви, ни уважения – Мондего пьёт, посещает бордели и просаживает все деньги в казино. Страдающей жене он горько замечает: «Если не можешь быть с кем любишь, люби того, с кем живёшь». Великолепна партия Елены Газаевой, из наивной девушки, стоящей на палубе корабля и смотрящей в будущее с надеждой, она перевоплощается в несчастную женщину, а палуба трансформируется в клетку.
На приёме в свою честь граф очаровывает всех жителей города, в том числе своих врагов – они не узнают его, «видя только то, что хотят видеть – свою выгоду». Ловкие интриги приводят к банкротству и смерти недругов. Итак, Монте-Кристо добился своего, но счастлив ли он? На ум приходит параллель с горькой участью Суинни Тодда, одержимого жаждой мести. Но у Монте-Кристо есть надежда! Один взгляд на Мерседес всколыхнул в нём забытое, но не угасшее чувство. Она открывает ему правду – Альбер – его сын! Отравленное местью, очерствевшее сердце Монте-Кристо ещё может любить. В финале Мерседес и Эдмон остаются одни на сцене, оставив прошлое позади, готовые начать жизнь с чистого листа, и переносятся на двадцать лет назад, в тот самый день наивысшего счастья, молодости и беззаботности.
Полный аншлаг во все премьерные дни, бурные овации зрителей, не отпускающие актёров со сцены на протяжении 10-15 минут, несомненно подтверждают успех постановки. Блестящие вокальные партии и великолепная игра актёров, захватывающие своей правдивостью драки на шпагах, ножах, кулачные бои, музыка, пронзающая душу своей безысходностью и трагичностью, не отпускают зрителя ни на минуту. Можно с уверенностью утверждать, что благодаря таланту и мастерству непростой жанр мюзикла, ранее не распространённый в России, становится визитной карточкой Театра Музкомедии.
Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Марии Ковалевой