Текст: Татьяна Барашкова Фото: Татьяна Апрельская, архивы Такого Театра
«Мария Стюарт»: Сделать выбор, расставить приоритеты
11, 12 и 13 ноября на площадке «Скороход» Такой Театр представил «Марию Стюарт» – третий проект молодого режиссерского дуэта Игоря Сергеева и Вари Светловой, спектакль о выборе, неизбежности расстановки приоритетов и о том, почему трагическая история шотландской королевы не имеет временных и пространственных границ.
Постановки Игоря Сергеева и Вари Светловой – как новогодние праздники в детстве. Ждешь долго, погружаешься глубоко, отпустить потом не можешь. Ярко, насыщенно и всегда очень стильно – их спектакли готовятся предельно тщательно, прорабатываются до мелочей и, как следствие, выходят нечасто. Первый – «Эффект Чарли Гордона» по мотивам романа Киза «Цветы для Элджернона» – был представлен публике в феврале 2015, «Билли Миллиган» появился летом 2016, и вот теперь, с первыми-ранними елками репертуар Такого Театра пополнился третьей постановкой молодого режиссерского дуэта – «Марией Стюарт». Уже не по Кизу, но и в истории о шотландской королеве есть место противоречиям, разрывающим героев изнутри и делающим вопрос выбора, от которого зависят не только частные судьбы, но и судьба страны, еще более болезненным и тяжелым.
Кто такая королева? Политический деятель, тень короля или в первую очередь женщина? Сухая наука от таких вопросов далека, Игорь Сергеев и Варя Светлова, вдохновившись романом Стефана Цвейга, пытаются в этом разобраться. 1561 год. Шотландцы разделены на два бескомпромиссно враждующих лагеря – католиков и протестантов. Еще совсем юная Мария Стюарт (ей нет и 20) возвращается на родную землю из Франции, чтобы встать во главе своей страны.
Историки станут рассказывать о том, как королева торжественно ехала по улицам Эдинбурга, а народ, ликуя встречал ее. В Таком Театре приезд Марии Стюарт сделали совсем ненапыщенным и куда более символичным. На своем пути Мария (Светлана Савенкова) встречает простолюдинку (ведьму?), которая в мрачном настроении, о чем свидетельствует надпись на ее шапке, тащит куда-то труп своего брата и предлагает королеве взять его в мужья. Впрочем, братом ли приходится случайной встречной погибший? Вероятно, неспроста в качестве трупа на сцене появляется Станислав Белозеров, который чуть позже предстанет перед зрителями в образе Генриха Стюарта, лорда Дарнли – второго супруга Марии и короля Шотландии, убитого заговорщиками.
Однако Игорь Сергеев и Варя Светлова не стремились сохранить в спектакле историческую достоверность. Так, например, графа Босуэлла (Егор Закреничный), советника и любовника королевы в версии режиссеров в обладании высоким титулом заподозрить сложно. Он больше похож на простого солдата, строго исполняющего приказы королевских особ. Правда, только до тех пор, пока насмешливой речью Мария Стюарт не вызовет его на бунт – поцелуй, который впоследствии приведет к браку.
Мужские персонажи, надо сказать, раскрываются в спектакле поочередно – в той последовательности, в которой на первый план выходят для самой Марии. Поначалу некрасноречивый и не блещущий умом лорд Дарнли, став королем, неожиданно проявляет диктаторские замашки, пытаясь заставить придворных в буквальном смысле плясать под свою дудку. Его сменяет секретарь Марии Стюарт итальянец Давид Риччо (Леон Словицкий), стягивающий с плачущей королевы доспехи.
Протестантский проповедник Джон Нокс (Игорь Грабузов) находится на авансцене тоже ровно столько, сколько его фигура имеет значение для Марии. В отличие от реальной личности Нокс Грабузова не обвиняет королеву в распутном образе жизни и католичестве, а располагает к себе зрителей ироничной и живой проповедью о выборе, который есть всегда: знание, власть, любовь – подойти к ним с позиции обладания или отнестись как к процессу, требующему работы, - каждый выбирает для себя и платит за выбор свою цену.
Нокса по праву можно назвать главным философом спектакля, в то время как сама Мария Стюарт, безусловно, главная героиня постановки, отвечает скорее за его эмоциональную составляющую. Королева полна противоречий, живет страстями, но при этом и в решительных речах, обращенных к народу Шотландии, и в почти детском плаче обиды из-за холодности супруга, остается бесконечно искренней. Происхождение обязывает Марию быть политиком, гордость в ее крови не дает ей права сдаться, уступить противникам. Но в душе она хочет совсем другого – просто быть любимой, как женщина, а не королева. И постепенно именно чувствами Мария начинает руководствоваться на троне, что и приводит к трагичной развязке.
Приоритеты нужно расставлять. Королева, супруга, женщина – это те же титулы, просто обладать которыми мало: каждый нужно подтверждать, устанавливая границу и выбирая очередность, объединить три в одном невозможно. В своей проповеди Нокс задавался вопросом: «Что пользы, приобрести весь мир и потерять или погубить самого себя?». Выбор неизбежен, чтобы его сделать, нужно прислушаться к себе. Мария, королева Шотландии, прислушаться к себе, отказаться от мира и сделать выбор свой, не навязанный предками, не смогла, попыталась его обойти. Попытка провалилась с треском. Не решаем мы – решат за нас и, увы, не в нашу пользу.
В основе «Марии Стюарт» – ни много ни мало сама британская история. И пусть в сухом остатке она может быть для российского зрителя далекой и непонятной, режиссерам Игорю Сергееву и Варе Светловой удалось создать спектакль, который стирает границу между Шотландией XVI века и днем сегодняшним. Стильные кожаные куртки вместо парчи, рок и электронный саунд в качестве звукового оформления, видеоинсталляции – нет, история Марии Стюарт не преданье старины глубокой. Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя, а трагедии, вызванные религиозными разногласиями, и вооруженные конфликты, для которых территориальная целостность политического субъекта оказывается куда более значимой, чем судьба и единство народа, все еще происходят на земном шаре.