«Любовь людей»: преступление и наказание
3 ноября сцена Karlsson Haus на Фурштатской, 30 принимала спектакль Невидимого театра «Любовь людей» режиссёра Семёна Серзина. Невидимый театр – это независимое театральное объединение, собравшее молодых талантливых актёров Большого театра кукол, Этюд-театра, Малого драматического театра.
Постановка «Любовь людей» по пьесе современного белорусского писателя Дмитрия Богославского соединяет смешное и грустное, ужас и смерть, любовь и нежность - всё как в жизни, которая часто резко меняет белую полосу на чёрную. Начавшись как комедия, спектакль перерастает в мелодраму и заканчивается трагедией.
Зрители знакомятся с жизнью небольшого посёлка и историями молодых людей, задыхающихся в атмосфере безысходности. Ваня - работяга, обожающий свою жену Настю. А она мечтает о детях (но для этого необходимо дорогостоящее лечение), желает вырваться из маленького городка и переехать в столицу, как это сделал их друг Слава, и в какой-то момент понимает, что разлюбила своего идеального, но скучного мужа. Идеальным его считает продавщица Маша, яркая, интересная девушка – но вот что странно - её всё устраивает в жизни, она никуда не стремится, счастливая от того немного, что имеет. Что это - мудрость или отсутствие амбиций, страх что-то изменить?
Главная героиня – Люся, уже много лет молчаливо сносящая побои и издевательства мужа – пьяницы. Коля неоднократно пытается «завязать», начать лечение – всё без толку. Но однажды её терпению приходит конец, и она обещает спящему в колыбельке сыну, что убьёт папу – «так как он нас не любит, он любит водку, а значит, и мы не будем его любить». Люся решается на этот шаг не столько ради себя, сколько думая о ребёнке. И вот проходит полгода, она постепенно забывает об ужасе своего преступления, начинает улыбаться и расцветать... но тут начинают что-то подозревать жители – в Речном, куда по легенде направился на заработки Коля, его так никто и не видел. Милиционер Серёжа, со школы влюблённый в Люсю, но упустивший свой шанс в молодости, теперь всё пытается ей признаться ей в своих чувствах – и никак не решается. Люся опережает его и первой совершает признание. Признание-покаяние. Она словно на исповеди рассказывает Серёже, что убила мужа, поведав подробно о страшном способе совершённого деяния, признаётся ему в своей любви и умоляет взять в жёны. Проходит бесконечно долгая минута, в течение которой в глазах Коли читаются муки выбора - борьба служителя закона, знающего о совершённом преступлении, и мужчины, безумно любящего женщину. Он решается. Он любит, и эта любовь становится для него важнее принципов и служебного долга.
И вроде бы всё начинает налаживаться у Люси с Серёжей, они встречают Новый год счастливые и полные надежд. Но душа Люси исковеркана, за ней неотступно следует тень Коли. Сначала он молчаливо и с укором смотрит на неё, затем они начинают разговаривать, она просит у него прощения, пытается искупить вину, наказывая и истязая себя. Серёжа пытается вернуть Люсю, встряхнуть её, привести в чувство – но тщетно. И всё повторяется – он начинает пить, скандалить с женой, поднимает на неё руку..заканчивается спектакль трагически – убийством Люси и самоубийством Серёжи. Горько резюмирует финал один из героев – «Вот тебе и любовь у людей… такая вот любовь…».
Актёры играют на пределе, полностью растворяясь в своих персонажах. Особенно заметно это, когда они выходят на бис, серьёзные, сосредоточенные и грустные.
Мастерски передаётся боль и стыд женщины, подвергающейся насилию и не решающейся кому-либо про это рассказать (достаточно простого, но такого страшного жеста – после побоев мужа героиня подносит руку ко рту, зажимая его на мгновение – и убрав руку, остаётся с окровавленным лицом ). А в конце она, словно поломанная кукла, с застывшим взглядом и протянутыми руками обнимает то Серёжу, то умершего Колю. Даже холод, на который постоянно жалуется Сергей, жаждущий любви и простого человеческого тепла и не нашедший его у Люси, чувствуется буквально под кожей, вызывая мурашки и дрожь.
Спектакль длится всего час с лишним на крохотной сцене без декораций, но
за это время зритель успевает прикипеть сердцем к героям, перенестись в их мир, в полной мере ощутить, каково – это – жить словно в «дне сурка», не видя надежды и пути, чтобы что-то изменить.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа