15 ноября в Михайловском театре, спустя 2 недели после крымском премьеры и пять месяцев после показа на Московском международном кинофестивале, Петербург увидел авторский документальный фильм о Первой Мировой войне и Революции 1917 года «Раскалённый хаос».
Несмотря на преобладающее количество «гуманитариев» в нашей стране, мало кто действительно хорошо знает историю, досконально изучая нюансы и взвешивая противоположные точки зрения. Неужели никому не интересно знать, что происходило на знакомых петербургских мостовых век назад? Но всё намного сложнее. Нам просто нелегко принимать историю в её противоречивых фактах, не всегда говорящих в нашу пользу. Мы хотим надеть розовые очки, чтобы не сойти с ума от ужаса при понимании того, что пережила страна, и какая в действительности тяжёлая у неё судьба. Нам проще абстрагироваться от всего, что не касается лично нас, и что нельзя проверить на достоверность. Действительно ли последний русский царь – Николай Второй, был легкомысленным и мечтательным, каким он предстал перед нами в порицаемом некоторыми политическими деятелями фильме «Матильда»? Как бы нам не хотелось спорить, истина всё равно проступает сквозь очертания событий тех времён, которые изменили нас навсегда.
«Раскалённый хаос» - фильм режиссёра-документалиста Сергея Дебижева, который в 1992 году снял «Два капитана 2», сюрреалистичную документальную комедию о революции с Сергеем Курёхиным в главной роли, которая произвела фурор в мире андеграунда. Но спустя 25 лет Дебижев предлагает всерьез задуматься о тех событиях. Перед показом он предупреждает неподготовленного зрителя, что фильм не для слабонервных. Что кино субъективно и ни о каком плюрализме мнений не может быть и речи. Фильм основан на фактах и документальных данных, тем не менее создающих однозначную, одностороннюю и конкретную картину событий, происходивших сто лет назад. Создатели подчеркнули, что не стоит принимать всё за чистую монету, и нужно задуматься. Кроме невероятного труда по сбору материала в архивах, много сил и существенная сумма были вложен в монтаж и визуальную составляющую, качественную картинку. Акцент сделан на авангардной изысканности соцреализма и его же режущей глаз убогости. Этот фильм, по заверениям съёмочной группы, создавался для привлечения молодёжи, которая не обратит внимание на важные факты, если они не завёрнуты в красивую упаковку.
На премьере вестибюль Михайловского театра ломился от желающих насладиться русской документалистикой совершенно бесплатно. Ещё за четверть часа до начала все ярусы, вплоть до галерки , были заполнены. Также в VIP-ложе присутствовали европейские историки, на исследования которых опирались создатели ленты. Все факты были изложены довольно просто. Сергей Дебижев делал ставку на понятную как дважды два подачу, которая не дезориентирует зрителя и даст возможность с первого раза понять как можно больше.
Первые минуты повествовали о хитросплетении событий, образовавших чёрную дыру, именуемую Первой Мировой войной, когда десятки тысяч людей погибли во имя продуманного, но хаотичного противостояния двух враждующих лагерей: Антанты и Тройственного союза, где каждый союзник (кроме России) успел предать другого. Начало всему, как мы помним, положило убийство Франца Фердинанда – миролюбивого человека, который давал надежды на процветание Европы. После убийства Сербия разорвала дипломатические отношения с Австро-Венгрией. В то же самое время, пока в Российской империи Николай самоотверженно строит стратегические успехи в войне, недоброжелатели при дворе постепенно «убирают» преданных царю чиновников, включая Столыпина. Распускают слухи о могуществе простого лекаря Григория Распутина, единственная функция которого заключалась в поддержании жизни наследника престола, страдающего гемофилией, доставшейся ему от бабушки, королевы Англии Виктории. Впоследствии царя обманом отправляют в ссылку, скрывая от него положение дел в стране. На первый план выходят новые лица в правительстве, интеллигенты во главе с разрекламированным, но пустым человеком Керенским. И тут к ходу событий подключаются американские банкиры и промышленные магнаты, состоящие в тайной организации, которые мечтают о падении влияния Российской империи на мировой арене. Они подкупают студента-недоучку Владимира Ильича Ленина, с его властолюбивой женой Надеждой Крупской, по прозвищу «минога». И в оппозицию к нему посылают неудачника-каторжника, потомственного еврея Льва Бронштейна (Троцкого).
В создавшихся условиях пролетарские лидеры не играли такой важной роли, как принято считать. Основной массой людей, поднявшихся на революцию, были дезертиры Первой Мировой, которые толпами хаотично ходили по городу, страдая от голода и не зная куда себя деть. Вместе с финскими работницами они ворвались в тюрьмы, и выпустили уголовников, «зловещих людей», которые тут же подожгли городское здание суда, сжигая документы о своих преступлениях. Разъярённая толпа маргиналов, чувствующих вкус свободы, уже не смогла остановиться.
Так уж устроено время, мы можем узнать о своём прошлом только из опосредованных источников и вынуждены либо томиться в незнании, либо верить на слово. В фильме прослеживается явных контраст между красивой буржуазной жизнью, с мехами и шампанским, и отвратительной жизнью простого народа, тупого и беспощадного, словно вылезающего из адского котла под предводительством зарубежных заговорщиков. Многое, под предлогом простоты изложения, упускается. В конце концов, зрители были предупреждены об этом заранее. Правда, их не предупредили, что то же самое они могли бы увидеть тем же вечером на ТВ3. Но вживую всё-таки лучше.