Всё, что условно называют «душа» — просто функции мозга

С 18 по 22 октября в Санкт-Петербурге состоялся уже двенадцатый фестиваль «Мир знаний», конкурс научно-популярных документальных фильмов со всего мира. Уже в первые дни фестиваля на основной площадке обозначилась тема исследования загадок человеческого мозга. Мозг - одна из самых важных и таинственных составляющих нашего тела. Известно , что количество нейронов составляет примерно 100 миллиардов, а способы образования связи между ними до сих пор не до конца изучены. Всё, во что мы верим, что чувствуем и называем душой, является набором нейронных связей. Мозг – это сложнейший биологический компьютер, произведение искусства природы, которое человек так и не смог понять, и, тем более, превзойти. 18 октября состоялось открытие фестиваля, и открывал мероприятие фильм «Мозг. Вторая вселенная» Юлии Киселёвой. Фильм только что вышел, и гости фестиваля «Мир знаний» увидели его первыми. Это документальная работа о мозге и его феноменах. Предназначенный для открытия фестиваля научно-популярного кино, «Мозг. Вторая вселенная» имеет прежде всего социальные цели . Создатели признаются, что главное задачей было - показать , насколько все люди разные и как их мышление отличается. Мы все думаем об одном и том же, но действуем по-разному. Непонимание этого основного механизма и порождает конфликты. Вместе с тем, простая истина - залог толерантности. Хронометраж работы всего 80 минут , но за это время зритель успевает сделать множество важных открытий, которые способны изменить жизнь. Существует ряд особенностей мозга, о которых мы ничего не знаем, и никогда с ними не сталкивались, но их осмысление буквально меняет восприятие общества. Например синестезия ,которой страдают около четырёх процентов населения планеты . Люди с данной особенностью психики ассоциируют буквы с цветами, и цифры со вкусовыми ощущениями . То есть, для синестетика буква «А» может быть зелёная, а цифра «5» может иметь вкус апельсина. И при этом, эти ассоциации очень устойчивые и никогда не меняются. Таких людей для съемок фильма смогли найти довольно много. А вот человека с другим «отклонением» - прозопагнозией искали целый год. Всего их около двух процентов, но они очень боятся говорить о своей особенности и предпочитают её скрывать всеми возможными способами. Люди с прозопагнозией лишены способности видеть и узнавать лица людей. Они не могут узнать даже собственное лицо, находясь всё время как среди кукол в разной одежде, но абсолютно не различимых. Страдающие прозопагнозией не могут вспомнить и лица близких . Несмотря на это, недуг распространяется только на одну функцию, абсолютно не влияя на остальную память. Невольно приходит в голову мысль , а много ли среди нас таких людей, которые просто бояться рассказать о своей особенности? Юлия Киселёва, совместно с департаментом психологии НИУ ВШЭ, провела кастинг на выявление людей, способных быстро впадать в гипнотическое состояние. Ничтожно малый процент способен действительно испытать в гипноз. Как правило ,это несформировавшиеся и гипервосприимчивые люди. Однако, не стоит спешить с сочувствием. Под гипнозом они способны переживать самые яркие эмоции, галлюцинации и изучать глубины собственного сознания, без какого либо ущерба для здоровья и психики. На самом деле, ведомость человека считается нормой и в ней много плюсов. Например – безопасность, которую можно получить путём слияния с мнением большинства. Конформизм – это просто защитная функция мозга. Тем временем в МГУ изучают программирование нейроинтерфейсов. Уже давно люди могут управлять движением насекомых, с помощью мысли и специального чипа. А люди, перенесшие инсульт, восстанавливаются с помощью специальной «роборуки» , которая управляется их нейроимпульсами. На третий день фестиваля состоялся показ «Пространства мысли» ,снятого по заказу Лондонского математического общества. Фильм рассказывает об особенностях мышления математиков и тех глобальных задачах современности, над которыми ведётся работа. Всего представлено шесть спикеров, однако ни одному из них так и не удалось угодить «обывателю», потому что авторы не нашли формулировки, которыми можно заменить непонятные математические термины. Можно ли эту работу называть фиаско научно-популярного фильма? Разумеется нет. Кто-то подумает, что этот фильм не для него, а у кого-то непременно возникнет желание понять. Тут и начнётся самое интересное . Большой темой двенадцатого фестиваля «Мир знаний» стала тема старости и болезни Альцгеймера, как её страшного ,но вероятного спутника. Режиссёр Жан Карпер исследует страхи, заблуждения и интересные фанты о болезни. Она проходит множества тестов по выявлению «гена деменции», беседует с врачами , наблюдающими фокус группы во всех уголках мира. В фильме присутствуют интервью со врачами, лечащими всеми возможными способами, от медикаментов до гомеопатии и медитации. Главный вывод фильма «Монстр в мозгу» довольно неожиданный, оказывается что болезнь, которая десятилетиями навязывается как эпидемия, от которой нет спасения , сокращается естественным образом. И причина этому всего лишь в росте среднего уровня IQ у населения. В этом фильме есть деталь, которая действительно трогает и делает фильм универсальным. Жан Карпер признаётся : «Это мои страхи и проблемы. Я живу для того, чтобы снять этот фильм». И энергетика киноленты действительно стоит того, чтобы хотя бы один раз увидеть её. Приз за лучшую режиссуру получил фильм швейцарский фильм «Цифровые иммигранты». Это заснятый в прямом эфире эксперимент обучения пожилых людей компьютерной грамотности. Пенсионеры изучают и приспосабливаются к законам Фейсбука, не таким очевидным и формальным, как может показаться. Да , наш мозг почти совершенен ,об этом говорит подборка фильмов «Мира знаний» . Однако, эксперимент ,поставленный в «Цифровых иммигрантах» задаёт человечеству вопрос: всегда мы сможем успевать усваивать новинки или когда-нибудь начнём отставать от темпов технического прогресса? Фестиваль «Мир знаний» в этом году не отличился логикой. В одном фильме количество нейронов в мозгу приравнивали к ста миллиардам, в другом утверждали, что их количество превышает число атомов во вселенной. Одни спикеры рассказывали о стопроцентной вероятности старческой деменции, другие уверяли , что в группу риска входит только треть населения. Некоторые работы пророчили революцию в сфере анализа медицинских данных, другие уверяли, что эти самые данные ещё даже не до конца собраны. Нарастало недоверие к современной научно-популярной документалистике. Поэтому, научное кино всё-таки больше творчество, чем лекция в университете. И это повод вновь и вновь вкладывать силы и время в уникальность и развитие жанра.  

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения