Театр давно перестал быть понятием основательным. Когда-то он был огромным храмом искусства и культуры, туда ходили знакомыми маршрутами по петербургским мостовым в предвкушении и уходили с послевкусием. Постепенно театр потерял площадку как непременный атрибут. А совсем недавно ещё и оказалось , что ему совершенно не нужна постоянная труппа актёров. Не нужен режиссёр. Остались только лейбл и основная идея, виртуальная концепция, самоценная конструкция. «Такой театр»- это как раз тот формат, которого удалось достичь. Это слияние традиционной школы и современности, бросающее вызов самым талантливым театральным деятелям.
6 октября на сцене музея Достоевского состоялся показ спектакля «Главное забыл» по эпистолярной повести Шолом-Алейхема «Менахем-Мендл». Изначально спектакль готовился к 150-летию писателя. Кроме того, это совместная работа однокурсников к двадцатилетию курса режиссёра Михаэля Теплицкого. Ирина Полянская и Александр Баргман – в главных ролях.
Спектакль рассказывает историю о типичном провинциальном еврее Менахеме-Мендле, который оставляет в маленьком городе свою семью и с энтузиазмом отправляется на заработки. В то время как его жена Шейне-Шейндл, тоже не лишённая карикатурных черт, остаётся дома воспитывать детей. Муж строит грандиозные планы о гигантских маклерских заработках, и захватывающих сделках, которые никогда не состоятся, а жена постепенно теряет надежду на его возвращение. Сюжет передаётся с помощью писем главных героев, которые они цитируют друг другу в виде монологов. Муж и жена существуют на отдельных пространствах в разных концах сцены. Её окружает уютный быт, стол со скатертью и домашняя утварь. Он же обыгрывает футуристическое пространство в виде железной лестницы, идущей вверх, усеянной разнообразными инструментами, от пишущей машинки, до руля и колёс, ничем не управляющих.
Смысл, заложенный с спектакль, в сравнении с повестью почти не изменён. Разве что, как признаётся режиссёр, музей Достоевского прибавил ей немного атмосферной мрачности. Несмотря на то, что изначально спектакль делали необычайно лёгким и позитивным. Не вошли в неё некоторые отрывки о печальных событиях того времени, вроде дела Дрейфуса. Всё это сделало постановку в музее Достоевского особенной. Но главную жизнь в образы внесли, конечно, актёры. Ирина Полянская – несмотря на отсутствие этнических акцентов, показала Шейне-Шейндл типичной провинциальной еврейкой: эмоциональной, весёлой и мудрой, боевой, но невероятно доброй. А Александр Баргман сделал из своего героя наивного мечтателя, который не вызывает ничего, кроме сочувствия и понимания.
Эта история отразила эпоху, пережитую самим Шолом-Алейхемом, повидавшем множество провинциальных русских и украинских евреев, которые пытались заработать денег и мечтали уехать в Америку, чтобы найти лучшую жизнь. В монологах отражается традиционный уклад - мужчины стремятся к успеху, женщины - создать уют и стать символом этого понятия - «дом». О том «доме», ради которого живут, о котором помнят, но в который нет возможности вернуться.
«Главное забыл»- это отступление, которое Менахем-Мендл делает в конце каждого своего письма. Напоминая тем самым, что он действительно забыл самое главное : дом, семью, детей.
Полянской и Баргману удалось сделать из своих героев «маленьких людей», но настолько притягательных, что зритель невольно отождествляет себя с ними. Им удалось вложить в своих героев самое главное – надежду, которая, может, и бесполезна, но заставляет писать строки и поддерживает биение сердец.
Текст: Виктория Попова
Фотографии Такого Театра