Победа на Берлинском фестивале даёт фильму уникальную возможность – быть оценённым во всём мире. В этом году приз достался венгерской драме «О теле и душе» режиссёра Ильдико Эньеди. Это её первая полнометражная картина за 18 лет карьеры. И это успешный дебют. Фильм был показан 11 октября в Лендоке.
Действие происходит в стенах венгерской скотобойни. Финансовый директор преклонного возраста Эндре и новый инспектор по качеству, молодая девушка Мария, постепенно влюбляются друг в друга. К чувствам их подталкивают одинаковые сны, которые снятся им каждую ночь. В них герои предстают в виде самки и самца оленя, которые инстинктивно медленно приспосабливаются друг к другу в заснеженной лесной чаще. И Мария, и Эндре даже внешне напоминают оленей, благодаря широко расставленным глазам и грациозности.
Жизнь у Эндре складывается не вполне благополучно: он уже стар, одинок, у него парализована рука. В то же самое время Мария пытается преодолеть проблему с психикой – обсессивно-компульсивное расстройство личности, которое подразумевает проблемы с общением, болезненную педантичность и отсутствие эмпатии и чувства такта.
Действие протекает довольно натянуто, это дезориентирует зрителя и мешает уловить множество тем, поднятых в фильме. В философии этого повествования лежит идея о квинтэссенции противоречий. С одной стороны концепции Генриха Фон Шуберта, который считал сновидения актом освобождения души, с другой стороны старом медицинском мифе о том, что сон - это всего лишь реакция на мозга на нервные импульсы в организме.
Поэтому земные, состоящие из плоти и крови, и работающие с той же самой плотью герои, душевно представляются невероятно тонкими и хрупкими. Их души – это не буйство реакций и эмоций, это наполненные архетипами, тончайшие сущности, которые медленно и осторожно движутся друг к другу, рефлексируя на каждую мельчайшую деталь повседневности.
Несмотря на общую драматическую атмосферу, в фильме много юмора и забавных нюансов. Но их, впрочем, очень сложно понять морально и теоретически неподготовленному зрителю.
Сцена сна, объединяющая героев, демонстрирует неплохую графику и выдержанность, чётко врезаясь в память, но, не отвлекая от намного более тусклого и неочевидного реального мира.
Фильм живёт как будто в параллельной реальности, не проявляя никакого интереса ни к текущим событиям современности, ни даже к техническому прогрессу. Магазин с компакт-дисками и прочие элементы быта отсылают нас лет на десять в прошлое. Картина как будто намеренно пренебрегает прогрессом, модой, интерьером – и прочими мимолётными вещами.
А разве можно иначе, когда речь о вечных вопросах и ценностях?
Текст: Виктория Попова
Фотографии из открытого доступа