Жертва системы. Фильм Сергея Лозницы «Кроткая»
Фестиваль "Послание к человеку" завершился "техническим днём" 23 сентября. Помимо фильмов-победителей конкурса, в этот день зрителям показали "Кроткую" Сергея Лозницы (главный конкурс МКФ в Каннах 2017 г.) Он вряд ли выйдет в прокат на территории России.
Актёр Сергей Русскин давно сотрудничает с режиссёром "Кроткой". Он открыл показ короткой речью: "Почему фильм не выйдет в российский прокат, думаю, понятно станет с того момента, как мы начнем его смотреть. Мы развращены мейнстримом.
В мейнстриме осталось развлечение. Из искусства исчезло аристотелевское понятие катарсиса".
Во время начальных титров завязывается невидимый конфликт : звучит машина и звучит мелодия. Машина - система, в которой живет человек. Он попадает в систему и должен ей противостоять. Или не должен? Этот фильм, по словам Сергея, универсален. Да, герои говорят на русском языке, но сценарий задаёт общечеловеческие вопросы. Как существовать в набирающей ход государственной системе? "Государство вообще призвано охранять права человека. Сейчас государи заботятся не о духовном благополучии подданных, скорее о том, чтобя подданные были "накормлены", чтобы были удовлетворены во сне, еде, сексе и обороне. Это животные принципы. Человек отличается тем, что у него есть возможность осознать, что происходит".
Происходящее в фильме предельно эстетизируется. Мясные карикатуры на людей заполняют композицию кадра в духе жанровых картин малых голландцев. Перспективы пыльных дорог по-японски задумчивы. Томительное ожидание очевидной мерзости вызывает в памяти "Догвилль", но завораживает безупречным колоритом и ритмом.
Очищение через страдание возможно, если зритель способен сострадать, забыв о режиссёре, поверив каждому жесту актёров. Тем временем жесты алогичны, мир кажется пропитан безумием, кроткая Дюймовочка с напряжённым выражением лица молча страдает. Изменится ли что-то, если ребёнок крикнет, что король-то голый? Надо проверить.
Текст: Анна Рыбалка
Фотографии из открытого доступа