Всем жениться
9 сентября в Театре имени Ленсовета посетителей агитировали жениться в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь» режиссера Юрия Бутусова. Спектакль - лауреат высшей петербургской театральной премии «Золотой Софит» в номинации «Лучший спектакль на большой сцене» - представляет собой фантазийный альманах из миниатюрных сценок, нанизанных как бусины на каркас действия пьесы.
Основная сюжетная линия – знаменитая комедия Николая Гоголя «Женитьба». Вот только эта постановка очень сильно отличается и от классических спектаклей, и от одноименного фильма Виталия Мельникова 1977 г.
В «Женитьбе» Бутусова нет четкого обозначения времени. Агафья Тихоновна (Анна Ковальчук) выходит на сцену в голубом платье выше колен. Ее женихи тоже одеты весьма современно. Актуальность происходящего дополняется сценками, в которых герои звонят в дверной звонок, разговаривают по сотовому телефону или фотографируются с переодетыми в королевские наряды артистами на фоне воображаемых достопримечательностей. Из двух тысячных в советские времена зрителей переносят песни о ромашках, которые спрятались и девушках, которым стоит любить простых романтиков, отважных летчиков и моряков. Дополняет картину аудиального перемещения во времени вызывающая ностальгию радиопередача о погоде в СССР.
Музыкальное сопровождение спектакля заслуживает отдельного внимания, благодаря разнообразию. Кроме советских песен, используются цыганские и народные мотивы, вальс Георгия Свиридова к фильму «Метель» и даже джаз. Здесь же крики чаек, звуки уличного шума, поезда, морского прибоя или испанские слова, и, наконец, таинственная, создающая тревожное и мистическое настроение мелодия. В какой-то момент, в том числе и благодаря музыке, спектакль начинает напоминать «Твин Пикс» Дэвида Линча. Здесь как раз вспоминается мистицизм таких произведений Николая Гоголя, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Вий». Из глубины сцены появляется светящаяся дверь. Одному из персонажей выкатывают мяч после душещипательной речи об одиночестве. Другому светят фонарем в лицо.
В целом работа художника по свету – Александра Севаева очень заметна. Практически рембрандтовский свет делает лица актеров удивительно выразительными. Кроме того, именно светом создается акцент на актерах, которые играют на всем пространстве сцены при минимализме декораций. Несколько стульев, красный табурет, ступени, кресло и падающие листы бумаги – вот, практически, и все, с чем взаимодействуют актеры на сцене. Остальное зрителям должно дорисовывать их воображение, которое подогревается не только строками из «Женитьбы», но и отрывками из других произведений Николая Гоголя, а также строфами из «Евгения Онегина» Александра Пушкина и стихами Марины Цветаевой:
Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.
Круг – символ божественного начала, целостности и вечности – лишь один из многих знаковых лейтмотивов спектакля. Седой волос одного из женихов превращается в длинную нить, возможно Мойры, которая плетет судьбу героев, независимо от их воли. Белые хлопья, напоминающие снег, то фейерверком разлетаются в разные стороны от радости Агафьи Тихоновны, то покрывают все ее тело, словно во время похорон.
Смена эмоций происходит с большой скоростью, придавая действию динамику. Только что герои страдали от одиночества, вздымали руки к небу или ползли на четвереньках не в силах встать на ноги, как вдруг через мгновение под веселую музыку они надевают клоунские носы или танцуют, как персонажи мюзикла.
«Не верьте этому Невскому. Все обман», - напоминают зрителям. Тем не менее, сложно остаться безучастным и не проассоциировать себя с персонажами или не подумать, что среди знакомых есть «подколесины», которые «снуют и бегают перед нами ежедневно в разжиженном состоянии».
Пока женихи, роли которых исполнили лауреаты театральной премии «Золотой Софит» Сергей Мигицко,
Евгений Филатов, Александр Новиков и другие решают вопрос, может ли невеста стать хорошей женой, если она не знает французского, сваха (заслуженная артистка России Галина Субботина) в этом даже не сомневается.
Спектакль «Город. Женитьба. Гоголь.» отличается иносказательностью и метафоричностью. Происходит отход от точности, некоторый сдвиг истинных измерений, форм и отношений. Целое представлено с помощью деталей: вместо дома – дверь или ступени. Узловые мизансцены и взаимодействие актеров с зрительным залом создают определенную атмосферу и такой темпо-ритм спектакля, при котором зритель максимально вовлечен в происходящее на сцене. В.Э. Мейерхольд считал, что в основе темпо-ритмического построения спектакля лежит композиционный принцип сонаты, симфонии, а в некоторых пьесах – формы рондо. В постановке Юрия Бутусова рефрены эпизодов напоминают именно рондо.
Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Актеры на сцене Театра имени Ленсовета гротескно смеются. Черты характера персонажей преувеличены. Ситуация доведена до абсурда.
Пьеса «Женитьба» Николая Васильевича Гоголя в свое время вызвала много пересудов и критики. Она была написана в 1842 году. Сюжет комедии фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга хитростью, а невеста не знает, кого выбрать. Автора обвинили в том, что он описывает жизнь «маленького человека», что в то время было не принято, а сейчас вполне актуально.
Премьера спектакля состоялась 11 мая 2015 г., но и два года спустя в зале нет свободных мест. В спектакле Юрия Бутусова нет штампов и условностей, зато есть философичность, образность и воссоздание на сцене мира Гоголя с его мистицизмом, комичностью и эстетическим языком, в котором реальные «безгеройные» персонажи вызывают сопереживание, а также в одно целое переплетены сны, обрывки мыслей и действительность.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа