Осознанные и неосознанные пробуждения Гоголя
13 сентября на экране кинотеатра киностудии Ленфильм давали уроки писательского мастерства, а также творили мистические непотребства с дьявольской жестокостью в фильме режиссера Егора Баранова «Гоголь. Начало».
Автор картин «Самоубийцы», «Соловей – разбойник» и «Иерей-сан. Исповедь самурая» в этот раз создал действительно страшную сказку для взрослых. В серо-голубоватой цветовой гамме, напоминающей «Сумерки» и «Мрачные тени» бледные люди пытаются раскрыть преступления на границе реальности и снов среди людей и нелюдей.
В фильме звездный состав. Роль Николая Гоголя исполнил выпускник ГИТИСа Александр Петров, ранее снимавшийся в сериалах и таких фильмах, как «Елки 3» и «Притяжение». Гоголь Александра Петрова – удивительно голубоглазый, несколько наивный, сомневающийся в своих силах и желающий подражать во всем петербургскому гениальному следователю Якову Петровичу.
Практически Эрнест Фандорин или Шерлок Холмс получился великолепным у невероятно талантливого актера Олега Меньшикова. Стильный красный камзол на фоне общей серости туманного пейзажа – это первое, что бросается в глаза, но далеко не единственное. Маленькие детали, вроде того, как Олег Меньшиков пьет кофе из маленькой чашечки, приспускает очки с синими стеклами, делает вскрытие, мудрствует лукаво или фехтует с самим дьяволом, создают необыкновенное впечатление. Каждый жест – четкий, выверенный и изящный. Олег Меньшиков – мастер создавать запоминающиеся яркие и необычные персонажи. Насколько прекрасен он был в «Покровских воротах» или элегантен в «Моонзунде», настолько же он превосходен и здесь.
По сюжету Николай Васильевич не только исполняет роль писца во время расследования преступлений, происходящих в его родной Диканьке, но и влюбляется в эфемерное создание – Лизу, роль которой сыграла Таисия Вилкова. Ее светлые кудряшки, ажурная белая блузка, красивые полные губы и детский взгляд больших голубых глаз - очаровательны. И пока ее муж (Артем Ткаченко) читает отрывки из «Евгения Онегина», она все больше читает Гоголя.
Николай Васильевич оказывается на границе двух миров. И если в мире людей его пленяет Лиза, то в мире нелюдей у него появляется помощница – соблазнительная дочь мельника Оксана (Юлия Франц).
Определенно плюсом фильма стала операторская работа. Огромная круглая луна нависает над деревней, в которой нечисть выходит на охоту. Туман стелется по полям, а гладь реки напоминает зеркало. Не только пейзажи – хороши. Крупные планы и портретная съемка сделаны профессионально.
Немного не хватает спецэффектов и по-настоящему пугающих эпизодов, но саспенс в духе классика кинематографа Альфреда Хичкока имеет место быть. Также есть разделение на главы, напоминающее о сказочности происходящего и множество довольно комических моментов, которые созданы карикатурными эпизодическими персонажами и их взаимодействием. Например, диалоги Гоголя с чрезмерно болтливым слугой или пьянки с доктором.
Есть в фильме и лирическая линия. Например, когда Лиза, качаясь на качелях, читает отрывок из «Ганца Кюхельгартена» - сочинения Гоголя, написанного им в 18 лет под псевдонимом В. Алов:
Пленительно оборотилось всё
Вниз головой, в серебряной воде:
Забор, и дом, и садик в ней такие ж.
Всё движется в серебряной воде…
У фильма два основных сценариста – это Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Они работали над сериалом «Кризис нежного возраста», а также новеллой для проекта Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых». Основой для сценария стала не только эта поэма, но и множество эпизодов из биографии Гоголя, а также мистические повести из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» («Вий»), и даже «Мёртвые души». Некоторые герои фильма – вымышленные, некоторые взяты из произведений писателя. Черный Всадник, например, был персонажем повести «Страшная месть».
Авторы фильма не планировали снять картину с документальной точностью. Они делали готическую и мистическую стилизацию, костюмами и деталями подчеркивая не столько исторические факты, сколько общую атмосферу произведений Гоголя. Интересно, что деревню Диканька снимали в Псковской области, рядом с имением Пушкина, а готическую усадьбу — в петербургском особняке Кельха.
В одном из моментов фильма Олег Меньшиков в образе Якова Петровича произносит ключевую фразу: «Есть два пути – тот, который ведет к цели и тот, который уводит». Куда дальше заведет тропинка Николая Васильевича, зрителям предстоит узнать в следующей части.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа