«Мой бедный Журден»

17 сентября на сцене Учебного театра на Моховой состоялся показ комедии «Полоумный Журден» курса А.Б. Исакова. Данное произведение поставлено по пьесе Михаила Булгакова, которая, в свою очередь, является вольным переложением «Мещанина во дворянстве» Жана-Батиста Мольера. Был такой период в творчестве Булгакова, когда он увлекался Мольером – и даже выпустил сборник пьес под названием «Мольериана». Основное отличие от первоисточника Мольера в данном произведении - стиль «театр в театре», излюбленный многими авторами (как интересно, например, наблюдать за преображениями Джулии Ламберт в «Театре» Соммерсета Моэма). Зрители знакомятся в начале спектакля с труппой театра, которой предстоит репетиция пьесы. Невидимым героем становится сам Мольер – именно по его указанию происходит репетиция пьесы. К слову, его слуга Брэндавуан становится слугой главного героя в пьесе. Мы видим уставшего, больного актёра – Луи Бежара, единственное желание которого – пойти в соседний бар и забыться. Но волею судеб ему предстоит исполнить главную роль в спектакле. Луи распределяет роли (естественно, все недовольны – одному актёру достаётся женская роль, другому – слишком маленькая, третьей – банальная). Но вот звучит команда, и действо начинается. Бежар полностью перевоплощается в немного наивного и чудаковатого Журдена, мещанина, который поставил себе цель стать настоящим дворянином. Он нанимает учителей (музыки, танцев, фехтования), философа, заводит знакомство с аристократом-мошенником, дабы войти в «круг избранных», не замечая, что все вокруг насмехаются над ним и пытаются использовать в своих корыстных целях. Единственная героиня, которая «режет правду-матку» - это жена Журдена (великолепная игра Дмитрия Коляда). Она чувствует, что мужа пытаются обмануть, и в своей немного грубоватой комедийной манере пытается его предупредить, выгнав из дома всех интриганов. Но когда происходящее затрагивает и её любимую дочь Люсиль, госпожа Журден принимает участие в заговоре. Дело в том, что Журден стремится получить дворянский титул не только для себя, но и дабы передать по наследству дочери, и жениха ей найти он хочет непременно из высшего сословия. К его негодованию, Люсиль уже нашла своего единственного – доброго и честного Клеонта. Когда отец не даёт согласия на брак, Ковьель, слуга Клеонта, памятуя о доверчивости и наивности Журдена, разыгрывает представление-фарс с турецким султаном, влюбившимся в Люсиль. Под маской султана скрывается Клеонт. Ослеплённый мечтами о высоком титуле для себя и дочери Журден немедленно даёт согласие на брак, не задумавшись о том, что выдаёт замуж дочь за абсолютно незнакомого и нелюбимого человека, отправляет её в чужую страну. Но, как ни странно, несмотря на все недалёкие поступки Журдена (его ухаживания за герцогиней Дорименой и дорогие подарки ей, присвоенные хитрым маркизом Дорантом), к этому герою всё равно испытываешь симпатию – у Булгакова в пьесе он получается тоньше, наивнее и незащищённее, в отличие от мольеровского самовлюблённого и напыщенного мещанина. Журден Булгакова более близок по духу и менталитету российскому зрителю. Отдельно хочется отметить не только задорную, искрящуюся игру актёров, их энергию и драйв, но и яркие вокальные, танцевальные номера и даже приёмы фехтования. А благодаря камерности и какому-то особому уюту театра, близкому контакту с гостями, минимуму декораций и отсутствию занавеса зрители полностью вовлекаются в происходящее на сцене и сопереживают героям. Текст: Наталья Стародубцева Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения