Сотворение мифа
16 июля на сцене Театра Эстрады им. А.Райкина состоялся спектакль «BAJKI. Сказки для взрослых».
Молодая, творческая команда артистов и «креаторов» (иначе и не назовешь, ведь все они – художники, все создатели) еще со времён премьеры «Баек» в октябре 2016-го таинственно нашёптывала с баннеров, анонсов и афиш: «Мы расскажем вам сказку…» И, как оказалось, это вовсе не раскрывает всех карт. Сказки сказками, но ребята создали практически новую мифопоэтическую вселенную: взяв за основу славяно-европейские баллады и предания, они развили эти сюжеты, обыграли ключевых персонажей. Водяной, ведьма, лукавый – каждый мистический герой в «Байках» в высшей степени характерен, а черты не просто узнаваемы – они ощутимы настолько, что кажется, тронь рукой рельефное, гибкое тело Водяного, и тебя обдаст холодом, влагой, потянет сыростью…
Действие спектакля строится, как перетекающие один в другой эпизоды. Сцены разухабистой, деревенской жизни – не конкретного народа, а мира древнего вообще – сменяются мистическими, чарующими и даже страшными. Эти два мира и слиты и бесконечно далеки друг от друга – если невинная прекрасная дева отстаёт от хоровода весёлых деревенских подружек, влекомая Водяным, то она познает красоту подводного царства, но и безутешно затоскует по солнцу, матери, человеческой жизни.
Постановка лишена какого-то явного сюжета и даже магистральной темы – режиссеры Илья Архипов и Богдана Менгер-Молодовская предлагают зрителям поразмышлять над вопросами сострадания, важности принятия собственных решений, материнской любви.
Сценическое пространство оформлено крайне условно – сотня свисающих с колосников прочных канатов становится взмывающими стеблями водяных лилий, тонкими стволами деревьев в зачарованном лесу, бревенчатыми стенами деревенских изб… Благодаря невероятной игре света (художник Татьяна Яцюк) место действия каждого эпизода преображается до неузнаваемости. Большое в нужный момент начинает казаться малым, обыденный предмет превращается в магический атрибут, и главное меняется сама атмосфера – то она становится гуще, мрачнее, то рассеивается в плясках и песнях на светлой полянке.
Наряду со светом, организует сценическое пространство и музыкальная партитура. Эпизоды спектакля прочно спаяны звуковым рядом: плеск воды, стрекотание кузнечиков привносят ощущение достоверности и присутствия некого природного духа. Речь же героев сведена к минимуму – короткие диалоги лишь дополняют то, что ясно и без слов, на уровне сенсорики и выразительных жестов. Важным элементом спектакля оказывается песенно-обрядовый пласт: Ри Виноградова, главная вокалистка спектакля, исполняет песни Антона Андреева в этно-стилистике, с джазовыми вставками и африканскими мотивами. Диапазон певицы и мастерство техники под названием глоссолалия (пение слов, лишенных смысла) позволяет ей одной озвучить весь ход спектакля.
Актёрский ансамбль, сложившийся в «Байках», чрезвычайно органичен: отношения, которые выстроили артисты между друг другом и своими героями, действительно переносят зрителя во времена общинного общества, когда безопасность – физическая, эмоциональная – максимально зависит от близости людей. Здесь каждый отвечает за себя и за соседа, чувствуется поддержка и сердечная теплота. Это, как кажется, один из смыслов, которые поставили себе задачей донести режиссеры – сообща, в дружбе и любви, живётся легче, привольнее и счастливее.
«BAJKI.», несмотря на всю свою мистичность, загадочность и даже жутковатость (зрители со слабыми нервами время от времени хватаются за сердце), всё-таки светлый спектакль, с позитивным настроем. Это передалось ему от сказочной первоосновы, где всегда побеждает добро. И хотя в постановке Театра Эстрады достаточно печальных смыслов – уход из жизни любимых, тоска по дому, трагедия неравного брака – создатели спектакля несомненно утверждают силу человеческого духа. Финальный эпизод не случайно назван в программке «Спасение» - по мнению режиссёров, оно неминуемо наступит для каждого.
Текст: Алиса Балабекян
Фотографии Алексея Соколова