Valhalla
Шагая по закрывшему газон пластиковому настилу, я в уме прикидывала, сколько тысяч человек в среду при относительно теплой, но пасмурной погоде променяют работу и учебу на шанс услышать вживую четыре отличные группы. К началу фестиваля в 16:30 фан-зона заполнилась аккурат посредине перед сценой. Первыми заряжать собравшихся вышли единственные представители российской рок-сцены на пятом Park Live — группа LOUNA. Я сама еще в то время переводила дух после рабочего дня и примостилась на кромке поля, так что за происходящим наблюдала с двух больших экранов. Нужно отдать должное работе операторов, которые в течение всего фестиваля обеспечивали видеоряд, наводили камеру то средним планом на артистов, то общим — на собравшихся зрителей. Мощный, звонкий голос Лусинэ Геворкян, будто искрящий на высоких нотах, эхом разносился по стадиону. Жесткое и дерзкое выступление группы зарядило зрителей на борьбу за место «под солнцем» часов эдак на семь, до самого конца фестиваля. LOUNA исполнила свои лучшие хиты, знакомые многим. Особенно в душу мне запала «Штурмуя небеса»: ее Лусинэ посвятила «ушедшим музыкантам» — «Клубу 27». В перерывах между выступлениями групп не давал народу заскучать DJ Чак с радио «Максимум». Он словно был на одной волне с собравшимися поклонниками музыки, и народ подпевал звучавшим в паузах трекам не раз и не два. То там, то сям начали мелькать флаги Армении: фанаты заранее готовились к главному событию вечера. Для шотландцев Twin Atlantic выступление на Park Live было самым первым знакомством с Россией. Сэм МакТрасти не раз извинился перед публикой за свое незнание местного языка. Бодрые альтернативщики разбавили довольно агрессивный лайнап нотой непосредственности. В их сетлисте основу составили песни с последнего альбома — GLA. «О, да, чет лиричное будет… А, нет, у них нет лиричного», — раздавались голоса за моей спиной, когда Twin Atlantic заиграли Free. К тому времени я стояла в относительно плотном окружении зрителей у сцены. Заметили зрители и то, что барабанщик группы Крейг Нил ломал палочки в процессе игры — «вторая или третья», задумались в толпе. В конце перед Heart and Soul МакТрасти признался, что «очень хреново» с его стороны было не подучить русский, но он пообещал, что непременно исправится к следующему концерту в России. В следующий раз проверим, сдержит ли он слово. Паузы между выступлениями артистов становились все длиннее. DJ Чак подбадривал томящихся в ожидании зрителей. Особенно публика взбодрилась, заслышав культовое Du Hast. «Nein!», — восклицала арена ЦСКА вслед за Тиллем Линдерманном. Восклицала весьма громко: к третьей части фестиваля народу резко прибавилось. Оглянувшись, я заметила немало юных девушек. «Эти молодцы, хоть написали, как называются», — хихикнули сзади меня, когда техники растягивали баннер Three Days Grace. Но если кто и не помнил названия этих постграндж-канадцев, то их песни знали лучше: по крайней мере, вступительную I Am Machine стадион заголосил, чуть ли не перекрикивая Мэтта Уолста. Тот, широко улыбаясь, ловил кайф от такой отдачи и сам генерировал тонны энергии, носясь по сцене. В его исполнении одинаково сильно звучали и записанные уже с ним песни после 2014 года, и хиты TDG прежних лет, когда вокалистом был еще Адам Гонтье. А еще Уолст более чем активно демонстрировал свои познания русского языка — может, давал первые уроки Сэму МакТрасти? С ним за 15 исполненных группой песен запросто можно было выучить много раз прозвучавшее «Спасибо!» и «Я люблю вас!». Стадион ЦСКА отвечал взаимностью, доказывая свою любовь и отличным знанием текстов TDG. Если на первых двух группах толпа была относительно спокойна, то на выступлении канадцев фан-зона начала раскачиваться в самом прямом смысле. Чем дальше, тем труднее было в качке остаться на ногах. Точкой экстремума стала песня Home: Мэтт неожиданно спустился к первым рядам, и в желании дать солисту TDG «пять» или просто пощупать разом ломанулись десятки фанатов. Меня тоже прижало вплотную в первые ряды, правда, до Мэтта я и так и так не дотянулась. Но невольно я была к этому крайне близка. Если вы — огромный поклонник Three Days Grace, живущий, скажем, в Петербурге, и у вас не было возможности на денек вырваться в Москву, не расстраивайтесь: эти канадцы далеко не уехали. Пока они колесят по Польше и Беларуси, но совсем скоро, 13 июля, вернутся в Питер, чтобы зажечь в A2. К концу выступления TDG атмосфера накалилась до предела. Я в то время оказалась в третьем ряду фан-зоны — и это было очень жестко. Народ локтями выбивал местечко поближе к сцене, отчего собравшуюся толпу штормило из стороны в сторону. Вот-вот должно было случиться главное событие Park Live-2017: к выступлению готовились System of a Down.Violent Pornography
Серж Танкян, кстати, нынче увлекся композиторской деятельностью, и в Москву приезжал не только арену ЦСКА разносить. Он работает над музыкой к историческому боевику «Легенда о Коловрате». В интервью «Ленте.ру» музыкант рассказал, что саундтреками хотел заниматься много лет, в процессе работы немало слушал русской, монгольской музыки, а еще очень любит Владимира Высоцкого. До премьеры фильма осталось не так много времени — всего-то надо дотерпеть до 30 ноября 2017 года. У System of a Down были непростые времена, они объявляли перерыв, соединялись снова, и спустя без малого 12 лет с последнего студийного альбома Hypnotize анонсировали новый релиз. В России они до Park Live были дважды с 2011 года, и фанаты только рады были услышать любимую группу вживую еще раз. По моим ощущениям, фан-зона к выходу хедлайнеров фестиваля была забита под завязку. Точнее сказать не возьмусь: меня прижали настолько плотно, что я не то, что оглянуться — шевельнуть рукой не могла. Ожидание тянулось мучительно медленно, техники готовились к выходу группы основательно. В толпе нервно перешучивались и заводили новые знакомства. Боялись предположить, что же начнется, когда SOAD выйдут на сцену. Кто-то заметил, кто-то — нет, но в один момент зазвучала песня Soundgarden — Black Hole Sun. Парни рядом со мной негромко запели. На экранах появилось фото Криса Корнелла с датами жизни под его именем. Разница между цифрами — 52 года: в мае лидер Soundgarden покончил жизнь самоубийством. Еще некоторое время — и из темноты сцены зазвучало интро, показался силуэт Дарона Малакяна. Стадион взревел, приветствуя гостей из-за океана. Тягучее интро Soldier Side сменилось дребезжащим вступлением Suite-Pee — и понеслась. Трудно описать, что происходило вокруг меня: зрители старались скакать и раскачиваться, но в такой давке пространства для движа не хватало. Позже из свидетельств очевидцев я узнала, что в других частях стадиона народ слэмился как в последний раз в жизни. Проведенное на концерте время мне запомнилось как пляска на костях. Тех, которые скрыты кожей и кроссовками. Софиты сочных, темных тонов, свет со всех стороны сцены, огромный ромбовидный экран, на котором сменяли друг друга психоделичные кадры, самовольно двигавшиеся металлические конструкции… Техническое оформление выступления SOAD было на высшем уровне. Красно-оранжевое освещение в сочетании с магическим речитативом и вокализом Танкяна и выразительной мимикой Шаво Одаджяна создавало впечатление, что стадион превратился в преисподнею, и эти «дьяволы» обнажили все человеческие грехи, какие только нашли. И при этом SOAD не было нужды лишний раз обращаться к публике. Свою программу они отыграли практически на одном дыхании — а это без малого тридцать песен. Они собрали треки из всех своих студийных пластинок, особенно много — из первых двух, System of a Down и Toxicity. Они даже перерывов между треками практически не делали, один перетекал в другой. В Москве становилось все темнее: когда SOAD начали свое выступление, было далеко за 21:00. Уже во второй части концерта напряжение немного спало. На спокойной Lost in Hollywood появилась возможность вздохнуть и расслабиться. Я не сразу заметила, как на стадионе заметно посветлело. С усилием повернула голову — и увидела, что зрители покачивают телефонами с зажженными фонариками. Прочувствовать весь масштаб флешмоба я смогла только позже, найдя фотографии в интернете: весь стадион покрылся «светлячками» во всех секторах. Танкян был тронут порывом поклонников. «Мгновение назад, когда вы зажгли фонарики на телефонах, и я смотрел на полное света пространство, я понял, что свет — в вас. — Что свет — в нас. И я смотрю на вас, не на ваши телефоны. Мне приятно быть в Москве, спасибо вам», — сказал он, прежде чем группа заиграла Question!. Когда зазвучала знакомая даже далеким от творчества SOAD Lonely Day, мое сердце йокнуло от переизбытка эмоций. Как потом я узнала в общении с другими зрителями, так было не у меня одной. Арена ЦСКА исполняла эту песню с Дароном Малакяном от начала и до конца. Некоторые потом признавались, что едва сдержали слезы. Контрольными выстрелами стали такие ударные вещи, как B.Y.O.B., успокоившая разбушевавшихся было зрителей вновь Roulette, культовая Toxicity и завершившая вечер Sugar. Хотя выступление хедлайнеров было на фестивале самым длинным, оно пролетело незаметно, и хотелось только больше. Музыканты и сами получали удовольствие от всего, что творили на сцене. Танкян под конец шоу плясал, уже не скрывая улыбки в своей знаменитой бороде. Этот день научил меня тому, что фестивали — это не только отличный способ познакомиться с творчеством групп или увидеть кумиров вживую, но и сравнить их между собой. Каждая группа уникальна по-своему, как в музыке, так и в манере выступления и общения с публикой. А уж Park Live дает возможность сделать это все и сразу, и будем надеяться, у этого «пятилетнего» именинника впереди еще долгие годы жизни и любви многих тысяч меломанов.Текст: Екатерина Архипова Фото: Максим Смирнов