Новые грани современного танца в спектакле «Пензум»
XIX фестиваль современного танца OPEN LOOK, проводимый ежегодно основателями - Домом танца "Каннон Данс" - неизменно радует искушённых петербургских зрителей эксклюзивными постановками, вариациями на тему современного балета, перфоманса, видео-арта. Параллельно с основной программой проходят лекции, семинары и мастер-классы.
Программа фестиваля, стартовавшего 29 июня, в этом году включает марафон самых неоднозначных, спорных и ярких спектаклей в стиле contemporary. Выступят труппы из Франции, Венгрии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Израиля, Голландии, России.
Пожалуй, одной из самых любопытных и интригующих постановок стал французский "Пензум" режиссёра и хореографа Жозефа Наджа и контрабасистки Жоэль Леандр. Премьера спектакля прошла 4 июля на Новой сцене Александринского театра с полным аншлагом.
Спектакль – монолог длится всего час и повествует о тяжёлой судьбе венгерского поэта Йожефа Аттилы, творившего в начале XX века. Жизнь талантливого артиста трагически прервалась в 32 года – Йожеф бросился под поезд, будучи не в силах справиться с тяжелым психическим расстройством.
Идея перфоманса принадлежит исполнителям - Жозефу Надж, символу французского современного танца, постановщику более 30 спектаклей, и композитору Жоэль Леандр, записавшей более 180 дисков, одной из основательниц новой европейской музыки, талантливому исполнителю и импровизатору.
Спектакль начинается в абсолютной темноте и тишине. Через несколько минут раздаются ритмичные звуки, похожие на биение сердца – сцена освещается, и зрители видят белый холст, мускулистую мужскую руку с железными прутьями, сложенными в форме веера, бьющую по белому полотну. Поодаль стоит женщина в маске. Скоро она начнёт играть на контрабасе, и зал наполнится удивительно современной и в то же время понятной каждому музыкой. Мелодия, льющаяся из инструмента, наполнена грустью, тоской и тревожностью. А ритм всё усиливается, и вот на сцене появляется главный герой (Жозеф Надж) – также в маске. Он движется по сцене, его передвижения - ломаные, обрывистые и хаотичные. Он начинает рисовать – как это обычно бывает на приёме у психотерапевта (роль которой исполняет Жоэль). На холсте появляются ассоциации, возникающие в его воспалённом сознании. И в них каждый зритель видит свою картинку и значение – кто-то - ночную хищницу сову, другие - бабочку, готовящуюся очутиться на воле и вылететь из кокона-клетки. Жозеф рисует страстно, неистово, а Жоэль начинает тихонько напевать в унисон его резким движениям. Скоро на холсте появляется альтер-эго героя – олень с прекрасными ветвистыми рогами. Поэт обращается к публике – на венгерском, но боль и отчаяние на любом языке звучат одинаково. Завершается спектакль появлением поэта в маске оленя. Герой готов уйти в иной мир, где он найдёт покой и умиротворение, спасение от жестокости и непонимания окружающих.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии предоставлены Open Look