Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" ids="125957,125942,125925,125926,125927,125928,125929,125930,125931,125932,125933,125934,125935,125936,125937,125938,125939,125940,125941,125943,125944,125945,125946,125947,125948,125949,125950,125951,125952,125953,125954,125955,125956,125958"]Скромное обаяние стрит-арта
Выставка «Конфликт/Испытание», где эксперименты уличных художников соединились с традицией петербургской живописи ХХ века, открылась 27 июля в Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков при поддержке Института исследования стрит-арта. Выставка продлится до 27 августа.
"Стрит-арт — любые жанры искусства и формы творчества, существующие и развивающиеся на улице как художественные интервенции в открытом и доступном всем урбанистическом пространстве: архитектура, графика, живопись, скульптура, объекты, инсталляции, театр, цирк, перформансы, танцы, музыка и другие," - так определяют это направление представители Института исследования стрит-арта.
Уличное искусство активно завоевывает новые площадки и новых сторонников, упрочняя свою репутацию в Культурной столице. Выставка «Конфликт/Испытание» стала еще одним шагом к утверждению стрит-арта в качестве серьезного и актуального направления современного искусства в сознании искушенной петербургской публики.
Кураторы создали для посетителей вернисажа интерактивный маршрут. Сначала мы наблюдали за созданием четырех работ в реальном времени: художники Николай Сажин, Гафур Мендагалиев, Рихард Васми и Геннадий Устюгов были отделены от зрителей "стеной" из полиэтиленовой пленки, также выполнявшей функцию "холста". Очень удачный и эффектный прием, сделавший процесс оригинальней, зрелищней без утраты специфических смыслов жанра: то, что для стороннего наблюдателя - стена, для уличного художника - рабочая поверхность.
Понаблюдав за работой художников, зрители проходили в помещение музея, где разместились уже готовые работы. Там их встречали кураторы выставки: искусствовед Настасья Бурлакова и основатель Института исследования и развития стрит-арта Михаил Астахов.
Занимательной и, к сожалению, наименее освещенной частью экспозиции, стал документальный фотопроект, охватывающий временной отрезок от 80-х годов до наших дней, где представлены архивные фотографии, рассказывающие о работе представителей петербургского андеграунда старшего поколения и серии снимков, демонстрирующие процесс создания художественных работ в городской среде.
Пройдя через зал с работами уличных художников Алексея Луки, Матвея Кайфа, Максима Има, Павла Rtue, Александра Trun, команды Осколки и других, посетители на короткое время оказывались перед картинами из собрания МИСПа, а затем уже через другую дверь вновь попадали во двор музея.
Когда все зрители покинули выставочные залы, полиэтиленовая стена со свежесозданными работами была обрушена на землю, чтобы открыть для гостей дорогу к заботливо приготовленным прохладительным напиткам и закускам.
Первые шаги по смятым произведениям искусства были робки и неуверенны, но стеснение прошло довольно быстро, и спустя несколько мгновений к столику с закусками было уже сложно подобраться.
Несмотря на многочисленность гостей вернисажа, официальная часть не затянулась, и у всех желающих осталось достаточно времени, чтобы обсудить увиденное, посетить другие действующие выставки: «Свет отражённый». Керамика. Медиа Арт и «От слова к образу» Бориса Забирохина или просто насладиться уютной атмосферой недавно отремонтированного дворика МИСПа.