«Чапаев и Пустота»: «Лечиться, лечиться и еще раз лечиться»
– Ого, это куда такая очередь длинная? – спрашивает прохожий на улице. – В Ленсовета? А что там такое интересное?
10-го июня в ДК им. Ленсовета состоялся показ спектакля режиссера Павла Урсула «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина. Длинная очередь, растянувшаяся на пол-улицы, и отсутствие свободных мест в зале подтвердили тот факт, что спектакль на протяжении 17 лет так и остается одним из культовых. Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Михаил Крылов, Павел Сборщиков, Екатерина Смирнова, Владимир Майсурадзе, Тимофей Савин – тот звездный состав актеров, который лишь повышает желание зрителей купить билеты.
– Извините, мне самому очень неудобно, но Гоша Куценко выкупил все 50 мест, оставленные для журналистов и наших гостей. Вы можете сесть на любые свободные места, – обратился к нам администратор.
– А если придут люди с билетами на эти места?
– Тогда вы можете смотреть спектакль, стоя у колонн.
И администратор не шутил. Первые полчаса мы действительно стояли у колонн, пока нам не принесли дополнительные стулья.
Спектакль начался, но еще минут десять люди заходили в зал и искали свои места в темноте. К моменту, когда на сцене уже появляется доктор Тимур Тимурович (Михаил Ефремов), в зале все зрители, наконец, затихают.
На больничной койке сидит Петька Пустота (Михаил Крылов), но спустя мгновение койка превращается уже в мчащийся поезд, а доктор перевоплощается в Василия Ивановича Чапаева. Поездка, разговоры, сон и… Снова больница и койка. Просто Мария (Владимир Майсурадзе) сидит у своей штанги, к которой никого не подпускает, и остро реагирует на упоминания о ее «алхимическом браке» с Арнольдом Шварценеггером. Котовский же (Гоша Куценко) делится «дозой счастья» с парочкой других больных и рассказывает им всю правду о «вечном кайфе». Позволить фантазиям и галлюцинациям героев переплестись с реальностью «подопечных» – вот в чем суть методики лечения Тимур Тимуровича. Только так, считает доктор, можно вылечить всех пациентов: каждый из них погружает своих собратьев (а заодно и зрителей) в свою «реальность».
Не только зрителям, но и самим актерам нравилось все происходящее. Особенно заметно это было во втором акте. В разгар действия в зале зажегся свет, актеры остались на сцене, к ним вышел Михаил Ефремов и вставил «рекламу», где принес извинения за перенос спектакля с 7-го июня, а также выразил благодарность всему творческому коллективу, добавив:
– Как вы поняли, друзья, эту рекламу мы специально вставили, чтобы вообще нахрен вас запутать!
Но к концу спектакля, когда врач как раз-таки рассказывает уже выздоровевшему Петьке о своем своеобразном методе лечения, до зрителя окончательно доходит, что и почему происходило до этого на сцене. Правда, если вы после спектакля еще и прочтете роман Пелевина, то откроете для себя намного больше смысла во всем увиденном и услышанном, поверьте.
Текст: Анастасия Кулипанова
Фотографии из открытого доступа