Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" ids="122311,122318,122320,122297,122298,122299,122300,122301,122302,122303,122305,122306,122307,122308,122312,122313,122314,122315,122316,122317,122319,122321,122322,122323,122324,122325,122326,122327,122328,122330,122331,122332,122333,122334,122335,122336,122337,122338,122339,122340,122341,122309,122304,122310,122329"]Вертикали Анатолия Заславского
Ретроспективная выставка портретов работы известного художника Анатолия Заславского открылась в галерее АРТ.объект 2 мая.
К назначенному времени небольшое пространство галереи было заполнено любителями искусства, художниками, друзьями и коллегами виновника торжества. Анатолий Заславский рассказал, что несмотря на то, что выставка была задумана давно, свою концепцию она обрела под руководством куратора галереи «АРТ.объект» Людмилы Есаковой. Именно она придумала отобрать для экспозиции «вертикальные» портреты, что и дало выставке ее название - «Вертикаль».
Художник отметил, что ему нравится, как размещены работы: между картинами достаточно свободного пространства, чтобы каждую можно было рассмотреть отдельно. Вместе с тем он указал на то, что он «чувствителен ко времени», и ему важно, что можно увидеть «как происходит какая-то эволюция, какие-то сдвиги сознания автора».
«Тут очень много присутствует моей дочки Полины. Начиная с ее восьмилетнего возраста и до этого времени. Тут, конечно, малая часть. Я ее все время пишу, потому что она, когда была маленькая, все время возле меня вертелась и сейчас толчется все время. И, к тому же, она очень хороша для изобразительности. Очень выразительная она личность. Можно проследить, как она развивалась, и как я деградировал, конечно! Это интересно. Деградация человека очень интересная тема, я вам скажу» - пошутил Заславский.
Как это обычно бывает, всем желающим предложили высказаться, и слово взял искусствовед, известный коллекционер ленинградского неофициального искусства второй половины ХХ века, Николай Иннокентьевич Благодатов: «Выставка получилась красивая. Очень интересная. Разные периоды, разные люди, разные имена объединены личностью автора, который деградирует или развивается... во всяком случае, меняется чуть-чуть где-то, но его преданность живописному мастерству остается во главе угла, и все эти работы объединены той самой «ЖИВОписью», о которой мы так много говорим последнее время».
«Портрет – жанр ответственный. С него началось профессиональное русское искусство. Конечно, человек самая интересная, самая замечательная для художника тема <…> С одной стороны, портрет Заславского не парадный, с другой – очень репрезентативный: все фигуры поданы со смыслом. Это не случайные зарисовки, а именно портреты!»
«Заславский работает быстро, мне это доводилось наблюдать неоднократно. Кстати, мой портрет, который он писал, сразу попал в «Манеж» на выставку, а из «Манежа» его уже увезли в «Русский музей», поэтому он не очень доступен, хотя пару раз выставлялся на общих выставках. Толик, когда писал мой портрет, измерил мой рост. Это характеризует, с какой точностью он подходит к вещам! Есть художники, которые портреты делают на бумажечке, сидя за чашкой чая, а потом звонят через пару дней: «Я портрет маслом сделал!» Толик делает прямо напротив, и, конечно, это очень оживляет прикосновение, фактуру и так далее!»
Вслед за Благодатовым решил высказаться не менее известный коллекционер Валентин Носкин: «Кроме того, что он пейзажист и городской сумасшедший, Толя – хаотически талантливый человек! Хаотически – потому что я сам неорганизован, а он еще меньше организован: прыгает, бегает, люблю, не люблю, плюнет, поцелует – и получается отлично!»