Причащение музыкой
17 мая в пространстве «место встречи “Казанская, 7”» состоялся концерт петербургской арфистки Ольги Максимовой
"Весенний концерт" был столь выходящим за рамки повседневности событием, выбивающимся из ряда любых ассоциаций с привычным пониманием слова «арфа», что хочется написать отзыв в трехчастной форме, раздробив впечатление натрое, чтобы максимально полно передать все составляющие этого вечера.
Как это было.
Ольга Максимова – арфист-экспериментатор. Она владеет игрой как на классической, так и на акустической и электроарфе, выбирает необычные локации для своих концертов – оранжереи, крыши, разрушенные церкви. В своих интервью Ольга не раз объясняла:
«Мне хочется удивлять. Мы выбираем места, которые созвучны музыке».
В этот раз гости очутились в просторном старинном зале Пеликанов – с лепниной, колоннами и арочным сводом. Усиленный аппаратурой, звук разлетался до самых дальних рядов, погружая слушателей в состояние некоего транса. Еще до начала самого концерта, когда пришедшие рассаживаются по местам, а фотографы щелкают затворами камер, из колонок доносится мягкая, светлая мелодия. Это настраивает аудиторию на лиричный лад, создает атмосферу погруженности во что-то сказочное.
Первая часть концерта – это сольное выступление Ольги Максимовой. Видно, что арфистка сама входит в раж от своей игры, её полностью захватывает музыкальный поток: руки порхают вокруг обеих арф, извлекая поистине божественные звуки. И музыка летит, замирает на несколько тактов, и снова взмывается куда-то в потолок – всё выше и выше…
Выдержав паузу после аплодисментов, Ольга Максимова, растроганно улыбаясь, приглашает на сцену Александра Иващенко. Дуэт виолончель-арфа не нов – многие классические произведения написаны на эту инструментальную пару. Руками Ольги и Александра создается музыка свободная (по названию одной композиции, прозвучавшей на вечере – «Freedom»), не чуждая импровизации. Ритм обеспечивает виолончель, ведет арфа. Звуки вкрадчивы, но лиричны.
А затем появляется еще один гость концертной программы – Ри Виноградова. Вокал этой харизматичной певицы настолько силен, вариативен и широк по амплитуде, что в сочетании с двумя арфами (Ольга Максимова ухитряется задействовать одновременно и электро-инструмент, и классику) приближается к тайнодействию – ритуалу, обряду, причащению. В этой части концерта наступает полный катарсис.
В финале музыканты выступили и как трио, сгустив дотоле лиричную атмосферу: в этих композициях царил неистовый драйв, какая-то первозданная мощь. Овации вызвали исполнителей на бис – прозвучало попурри из джазовых композиций и синкопированных вокальных импровизаций Ри под стихийную игру двух арф и виолончели.
С точки зрения театральности.
Само собой, никакой театральной композиции или «музыкального спектакля» нам не обещали – концерт он и есть концерт. С паузами, настройкой инструментов и доверительными монологами – о семье, жизни, планах. Но есть во всем происходящем какой-то едва уловимый намек на возможность театра: вот Ольга Максимова вышла играть на арфе в почти что древнегреческом хитоне; тут же взгляд выхватывает прислоненную к стулу ярко-красную виолончель Александра Иващенко; наконец, существование на сцене Ри Виноградовой - это не что иное, как роль – жреца, оракула и проводника божественной энергии. Дионисийская пляска, игра и ритуальное действо могут стать ключами для театрализации концертов этого трио.
В теории видятся полотна Марка Шагала и колористика Эрнста Кирхнера в возможных элементах оформления тех нетривиальных пространств, в которых выступает Ольга Максимова. Не исключено, что выгодно сыграют для создания атмосферы как увесистые драпировки кулис, так и легкие тюлевые занавеси. Эти же материалы помогут скрыть техническую машинерию, узлы проводов, которые сейчас несколько утяжеляют впечатление.
Музыкальное трио виртуозно соединяет экспрессионизм и импрессионизм, гармонично сочетает разные техники и стили. Почему бы не выйти на новый уровень и задействовать параллельные аудитории?
Об арфе.
Ольга Максимова ведь не только арфист-экспериментатор, она еще и композитор. Её сочинения полифоничны, они развивают культуру игры на арфе. А стремление Ольги заполнить звуком всё пространство зала, привлекая для этого сложные современные системы и приборы, прокладывает классическому инструменту прямую дорогу в сегодняшние дни.
Однако, скорее всего электроарфа не станет такой же популярной, как, например, электрогитара. И, надо думать, это плюс – ведь тогда удастся сохранить элитарность инструмента при его полной включенности в музыкальную повестку дня.
Текст: Алиса Балабекян
Фотографии из открытого доступа