От петербургских мостов к мостам Венеции
Наверное, спектакли нужно смотреть в своё время - они иногда должны настояться как правильное вино. Так, например, было со спектаклем "Бродский. Ниоткуда", премьера которого состоялась в феврале. И было всё не попасть. Он был вновь показан 26 марта.
Зал маленькой сцены театра набит битком. Чуть помедлите - рискуете сидеть прямо на сцене, у всех видов. Но это плюс - этакий интерактив, вы - часть спектакля. На сцене - вереница мостов. Мосты роднили два самых любимых города великого поэта - Ленинград-Петербург и Венецию. В одном он родился и прожил большую часть жизни, его не печатали и не любили (властьимущие конечно) за то, что он такой неправильный, тунеядец да ещё и поэтом себя считает, хотя нигде этому не учился ("это от Бога" - ишь ты). Как ответил как-то Сергей Довлатов на вопрос: "Где живёт Бродский?" - "Где живёт не знаю. Умирать ходит на Васильевский остров" ("Соло на Ундервуде"). В другом городе он хотел жить, но ему не позволили. И красота Венеции от этого как будто немного меркнет.
Как и в предыдущих частях трилогии - "Башлачёв. Человек поющий" и "Высоцкий. Реквием", каждое стихотворение Иосифа Бродского обыгрывается и само становится отдельным спектаклем. В поэзии этого человека было ведь много театральности, в самой правильном смысле этого слова. И насколько этот поэт близок, что некоторые стихотворения узнаются безошибочно, с первых секунд. Вот Михаил Ложкин прячется от выстрелов, горько пьёт водку. Конечно, это "Письмо генералу Z", наверное, одно из самых важных у Бродского в контексте современного мира. Да что там, в контексте любого мира. Он давно сошёл с ума.
Я не хочу умирать из-за
Двух или трех королей, которых
я вообще не видал в глаза
(дело не в шорах, но в пыльных шторах).
Впрочем, и жить за них тоже мне
неохота. Вдвойне.
К счастью, спектаклю Руслана Кудашова хватает дерзости и хулиганства - это не антология творчества поэта. Ведь и в самом Иосифе Александровиче было это хулиганство и мальчишество - и когда он жил в Ленинграде без гроша за душой, и когда он был преподавателем университета в США и нобелевским лауреатом. Казалось бы, серьёзное и печальное стихотворение о расставании - "Сначала в бездну свалился стул": "Прощай, дорогая, сними кольцо, выпиши вестник мод. И можешь плюнуть тому в лицо, кто место мое займёт". Актеры показывают видимость уважение друг другу, но потом, в финале, раздеваются, и у него на спине традиционный русский посыл на три буквы, а у неё - "сама пошла". И это действительно Бродский, веришь этому безоговорочно.
Спектакль идёт достаточно долго - почти четыре часа. И потом ещё очень долго не отпускает. Ты проговариваешь про себя строки его часов. Про Петербург, про любовь, про одиночество, про человеческую глупость. И это очень близко, это внутри. Как такой странный и удивительный человек мог появиться в стране абсолютного комформизма, где почти каждый стремится быть как все, пять дней в неделю ходить на работу и старается не задумываться о глобальных вещах? Он действительно был человеком ниоткуда ("с любовью") и поэтому он велик. До спектакля "Бродский. Ниоткуда" действительно нужно было дорасти, как, собственно, и до его поэзии.
Хочется надеяться, что Бродский сейчас улыбается, гуляя по Венеции, которую он так любил. Спите спокойно - тут в общем всё по-прежнему.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии из открытого доступа