Любовь и кролики
7 мая в творческом пространстве «Social Club» на Рубинштейна прошёл спектакль «ForgetMeNot». Махина Джураева и Алексей Попов, сыгравшие в нём главные роли, показали зрителю, как пройдя через борьбу с самим собой и своим партнёром, обрести настоящую любовь на духовном уровне.
Русский авангардный театр не для массового русского зрителя. Возможно потому, что он не способен его понять. А возможно и потому, что не хочет. Как бы то ни было, на «Дерево», родившееся в Петербурге почти тридцать лет назад и пользующееся огромной популярностью в Европе, пришли не многие. Кто-то пришёл с конкретной целью - посмотреть спектакль, а кто-то решил разбавить свой вечер и от трапезы в «Social Club» плавно переходил в его творческое пространство с бокалом вина в руке. Двери открылись за пять минут до начала.
Пока зритель спешно занимал свободные места, актёры уже были на сцене. Парень и девушка сидели полуголые на полу (стоит ли напоминать, что театр «Дерево» всегда делал ставку на вызывающую телесность) и смотрели чёрно-белый фильм про себя же, жевали попкорн и в шутку кидались им друг в друга. На голове у каждого был надет ободок с игрушечными ушами кролика. На экране мелькали кадры, как эти кролики гуляют то по Невскому, то по Петергофу, смеются и дурачатся. Интересная метафора: такими забавными и лёгкими нам кажутся романтические отношения молодых людей со стороны. Затем кролики стали делиться попкорном со зрителями, но как только фильм закончился, началась драма.
Каждый кролик стал бороться за лидерство в отношениях. Один становился в центр сцены так, чтобы его одного освещал свет софитов, а его фигура умещалась в рамке, подвешенной над ним на верёвке. Другой старался тут же вытолкнуть его и занять главенствующее положение. Эта борьба за центр вселенной перетекла в борьбу за роль ведущего в отношениях. По очереди кролики стали опутывать друг друга морковкой, игрушкой, имеющей длину около двух метров. Та морковка, любовь, которую жаждет вкусить каждый кролик, способна лишить возможности двигаться и превратить кролика в ведомого.
В своей борьбе кролики не говорили. Театр «Дерево» вообще никогда не ограничивался словом. Движения, мимика, жесты намного красноречивей. Так и здесь борьба двух кроликов стала синтезом классической пантомимы, клоунады и японского театра буто.
В битве не оказалось ни проигравшего, ни одержавшего победу. Игрушечная любовь-морковка была выброшена в зрительный зал, а кролики сняли свои ушки и сменили одеяния с чёрных на белые. Теперь перед зрителями стояли две обособленные личности. Молодые люди держали в руках импровизированные зеркала (картонки с наклеенным на них отражающим материалом) и смотрели на собственные отражения, старались понять, кто они есть на самом деле. Затем они повернули зеркала так, чтобы свет от софитов, попадая на картонку, давал луч на потолке. Эти лучи от зеркал молодого человека и девушки, начали двигаться друг к другу и наконец объединись. Две обособленные личности стали одним целым.
В заключительной сцене спектакля актёры сорвали занавес, что ранее закрывал окно, выходящее на «пять углов», и встали прямо на край балкона. Две любящие друг друга личности смотрели в будущее, которое было неизвестно ни им самим, ни зрителю.
По окончании спектакля актёров благодарили долгими аплодисментами. Махина Джураева объявила, что «новые заячьи истории будут в июле на том же месте». Так завершился вечер для петербургского зрителя - с надеждой на обретение настоящей любви и с надеждой на новый спектакль.
Текст: Дарья Горшенина
Фотографии из открытого доступа