Фотоманипуляции без манипуляции

Есть версия, что современный мир тонет в вещах. Под властью глянцевого блеска потребительства и рекламных образов человек теряет способность к искусству видеть. Но бывает и по-другому. В тот момент, когда взгляд очищается от всего наносного, а вместо стереотипного мышления включается вдохновение и творчество, самые обыденные предметы меняют свои свойства, приобретают новое значение и вступают в совершенно неожиданное взаимодействие с окружающим их миром. Именно это и произошло в Музее современного искусства Эрарта 25 мая на открытии выставки испанского художника Чема Мадоза.   Сальвадор Дали был уверен, что далеко не самый умный поступок рисовать яблоко как оно есть. Он давал такой совет: «Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее». На выставке Чема Мадоза ни одного обычного предмета обнаружено не было, зато нашлась пластинка, превращающаяся в волчок, флейты – нунчаки, дерево-облако, скульптуры из книг и многие другие странные сочетания вещей, поражающие непривыкшее к такому взлому реальности сознание.   Казалось бы, чем можно удивить искушенного зрителя в эру развития компьютерных технологий и различных программ для создания фотоколлажей? Но Чема Мадоз – мастер удивлять. Во-первых, он полностью отказался от фотошопа. Его фотоманипуляции заключаются в том, что он создает скульптурную композицию, зачастую очень большого размера, а затем «вылетает птичка». Причем, даже цифровая съемка здесь под запретом. С точки зрения фотографа только аналоговая фотография позволяет достичь настоящей глубины. А истинную ясность снимку придает отсутствие всего лишнего – а именно, других цветов, кроме черного, белого и всех оттенков серого.   После завершения фотопроекта скульптуры остаются в доме Чема Мадоза недалеко от Мадрида. Обычных туристов туда не пустят, потому что художник отличается скромностью. Но не эта черта его личности, а проблемы со здоровьем помешали фотографу приехать лично в Петербург на открытие выставки в Эрарте. Вместо него в Северную столицу из Испании прибыл куратор выставки - Борха Казани. Через переводчика он как раз и поведал о застенчивости фотографа, а также предложил не только поразмышлять насчет фотографий, но и вдуматься в игру слов «элегантность» и выбор. На испанском языке “la elegancia” - элегантность созвучна со словом “elegir” – выбирать. Элегантность свойственна фотографиям Чема Мадоза, и элегантные люди делают правильный выбор, когда приходят на выставку оценить эти фотокартины. Возле одной из стен выставочного зала установлены экраны, по которым идет фильм о Чема Мадозе. В этом фильме детально показан весь процесс работы над фотографией, которая соратниками фотографа приравнивается к шедевру визуальной поэзии по чистоте, лаконичности и пластичности схожей с японскими пятистишиями - танка. После такого сравнения, чем не повод полюбоваться подвешенной луной Чема Мадоза, под танку японского поэта Кагава Кагэки: Летняя ночь. Густо листвою укрыты Горные склоны - Даже сиянье луны Меркнет под сенью дерев. А, возможно, зрителям придут в голову совсем другие ассоциации. На всех работах одна и та же надпись - «Без названия». Чема Мадоз не планирует сочинять философский трактат, позволяя зрителям разбираться с его символами самостоятельно. Что означает страус, засунувший голову в яйцо, песок в старинных механических часах или паутина из слов, каждый должен решать сам. Здесь нет готовых вариантов ответа. Причем, пройти мимо картин, скользнув взглядом, не получится. Не просто так в самом начале выставки висит работа – глаз-алмаз. Каждый снимок завораживает и ловит своего зрителя, заставляя взглянуть по-другому на самые обычные вещи.   Сегодня работы Чема Мадоза сравнивают с шедеврами Рене Магритта и Сальвадора Дали. Соотечественник легендарного сюрреалиста - Чема Мадоз родился в 1958 г. в Мадриде. Настоящее имя автора - Хосе Мария Родригес Мадоз (Jose Maria Rodriguez Madoz), а Чема Мадоз (Chema Madoz) – псевдоним. Фотограф обучался в период 1980-1983 в местном Университете на факультете истории искусств. Его первая выставка прошла в 1985 г. в Мадриде в Королевском сообществе. С тех пор его выставки проходили регулярно. Чема Мадоз получил много премий, в частности Фотопремию Кодак и премию фотоискусства Испании. О его творчестве выходили книги «Chema Madoz (1985 -1995)» и «Mixtos – Chema Madoz» . Фотоманипуляции восходят к сюрреалистической живописи, когда сюрреалисты трансформировали обыденные вещи в запредельные. Гибриды Чема Мадоза, - то геометрические, то словно сошедшие со страниц сказок Андерсена, то философские с переходом в некую семиотическую знаковую реальность с такими ускользающими смыслами, как время или космос.   Манипуляция здесь подразумевает наличие субъекта-манипулятора – некого сентиментального героя, организатора выставки или зрителя, под ироничным взглядом художника перешедшего на новый уровень восприятия, где действительность не сводится к ребусу или знаковой системе, созданной для объяснения мира, который объяснить невозможно, потому что все, на самом деле, не то, чем кажется. До Чема Мадоза к сюрреализму в фотографии успешно обращались многие известные фотографы. Например, американец Филипп Халсман как-то изобразил лицо Дали в виде циферблата часов. А его снимок «Прыжок», на котором коты замерли в полете возле того же художника стал классикой фотоискусства. Английский фотограф Ангус Макбин использовал метод многократного экспонирования и фотомонтаж для соединения на одном снимке портрета и сюрреалистического пейзажа. Так он поступил с известной фотографией «Портрет киноактрисы Одри Хепберн». Чешский фотограф Йозеф Судек пугал зрителей похожими на зловещих чудовищ деревьями. Чема Мадоз не повторяет работы предшественников. Его стиль оригинален. Его выбор – предметная съемка. Те, с кем он работает, отмечают его удивительный перфекционизм. Фотограф обладает отличительной чертой – одержимостью к миллиметровой точности. Каждая фотография состоит из четко выверенных линий, без лишних деталей.   Как-то раз Чема Мадоз признался: «Я хотел бы стоять перед своей фотографией и чувствовать, что могу с ней общаться. Если картинка что-то говорит мне, я уверен, что и другие люди смогут испытать то же самое». Пообщаться с фотографиями испанского фотографа лично можно будет в Музее современного искусства «Эрарта», где сейчас выставлено 119 черно-белых снимков. Выставка продлится до 27 августа. Текст: Инна Зайцева Фотографии Александра Шека

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения