Текст Мария Долгорукова
Вашингтонский симфонический оркестр
31 марта в Санкт-Петербурге состоялось значимое событие для любителей классической музыки. В рамках VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича на сцене Санкт-Петербургской филармонии дал концерт Вашингтонский Национальный симфонический оркестр (NSO) под управлением художественного руководителя Кристофа Эшенбаха.
Известный во всем мире коллектив, основанный в 1931 году, как главный оркестр в стране, сейчас гастролирует по всему миру и выступает на инаугурациях президентов. C 1977 по 1994 года главным дирижером Вашингтонского Национального симфонического оркестра был Мстислав Ростропович. Это период стал одним из самых знаменательных периодов для коллектива и послужил началом самых важных для NSO проектов. Вошли в историю концерты на Красной площади и в Большом зале консерватории в памятном 1993 году, с которыми маэстро Ростропович триумфально вернулся в Россию.
Программу открыла симфоническая поэма Тобиаса Пикера «Старые и затерянные реки». Это произведение современного американского композитора критики назвали замечательной медитацией, передающей самую суть жизни американского народа.
Следующей частью программы стал концерт для виолончели британского композитора Эдуарда Уильяма Элгара. Соло на виолончели исполнила талантливая Алиса Вайлерштайн. В игре американской виолончелистки всемирную публику восхищает сочетание технического совершенства исполнения и естественная виртуозность. Концерт для виолончели с оркестром был написан в 1919 году, после Первой мировой войны. Музыка, пронизанная страданиями войны, которая глубоко разочаровала и потрясла композитора, стала одной из самых важных сочинений в его биографии.
Но самой ожидаемой стала Симфония № 8 Дмитрия Шостаковича. Ни для кого не секрет, что Мстислав Ростропович был учеником Дмитрия Дмитриевича, и по собственному его признанию, на формирование и становления его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.
Симфония №8 стала кульминацией трагедийности в творчестве Шостаковича. Эмоции, раскаленные до предела, и выраженная в ней напряженность потрясают воображение. «Восьмая симфония имеет много внутренних конфликтов, и трагических, и драматических. Но в целом, это оптимистическое и жизнеутверждающее произведение», - писал Шостакович.
Изумительные грозные наплывы оркестра, сменяющиеся робкой тишиной одного или двух солирующих инструментов, заставляли трепетать сердца присутствующих. Мы слышали накипевшие, наболевшие мысли автора, рисующие образы разрушения и человеческого горя. Нервные импульсы заряжали слушателей предельным драматизмом. Закрыв глаза, можно было ощутить дыхание войны позади себя и вымученное состояния покоя победы, в завершении Восьмой симфонии.
Эшенбах демонстрировал безупречное дирижерское мастерство. Волнующая трактовка произведения была обеспечена четким руководством Кристофа. А оркестр известный во всем мире, еще раз подчеркнул свое достоинство, безупречно исполнив столь сложные произведения.
Зал неустанно рукоплескал и восклицал: «Браво!». А музыканты, во главе дирижера, неоднократно выходили кланяться на бис. В воздухе незримо можно было ощутить коллективное удовлетворение и восторг от прослушанного концерта.