Светопись Эрарты. Живые картинки
В Эрарте 30 марта прошла церемония награждения победителей V международного фестиваля кино о живописи.
Кинофестиваль Erarta MOTION PICTURES ежегодно проходит в марте. Границы фестиваля постепенно расширяются географически и содержательно: в этом году со всего мира поступило более 2000 заявок, а тема живописи стала проявляться менее буквально.
Участников фестиваля независимо друг от друга оценивают жюри художников и жюри кинематографистов. В комиссию кинематографистов вошли Йони Мяннистё (Финляндия), Дина Годер (Россия — Израиль) и Николай Хомерики (Россия), а комиссия художников была представлена Андреем Сикорским, Александром Шишкиным-Хокусай и Дмитрием Озерковым.
Объявление результатов конкурса проходило в пространстве Эрарта-сцены, причём жюри художников оказалось щедрым на награды: так, черно-белый фильм Дины Великовской «Про маму» (Россия) удостоен специального упоминания «За трогательную историю, рассказанную двумя цветами». После просмотра этой анимации в памяти остается запечатленным образ пушистого потока бесконечно растущих, вьющихся волос матери троих сыновей: черная река, которая то укрывает от дождя целую деревню, то вылавливает при купании всю рыбу из-под носа у соседей-рыболовов. Мать как источник силы и безопасности, архетип защищающей, обволакивающей заботы действительно трогает наивностью и нежностью. Фильм «Лунные часы» (Гао Юань, Китай) получил специальное упоминание жюри художников «За точность визуальных образов», и что это за визуальный трип! Головокружительное сюрреалистическое плавное путешествие сквозь ощущения сна, знакомые каждому: вот кто-то проваливается, нет, мягко ныряет в тротуар, протягиваешь руку – а она проходит сквозь предметы, переворачивается мир, и вестибулярный аппарат паникует, едва ли не до тошноты. Фильм «Среди чёрных волн» Анны Будановой (Россия) члены жюри художников наградили специальным упоминанием «За чувственное восприятие мира». Эта черно-белая картина с редкими красными всполохами рассказывает известную историю о жене-нерпе. Повествование лишено слов, но наполнено звучанием мира, и оттого кажется шероховато-обнаженным, а редкие осторожные музыкальные вкрапления лишь украшают его грубую кожу нитками бус.
Специальным упоминанием музея «Эрарта» «За чувство ритма в звуке и цвете» был отмечен акварельный, музыкальный и болезненно-горький, при всей своей красочности, «Парад» режиссера Дигно ван дер Пут (Нидерланды).
Гран-при в виде авторских копий скульптур Эра и Арта работы Дмитрия Жукова распределили таким образом: первый приз от кинематографистов присужден упоминавшейся выше работе «Среди чёрных волн», а первый приз от жюри художников – фильму «Сосновая вилла» (Ян Костар, Германия). Сказочно-метафорическая живопись последнего переливчато светится и очаровывает полнозвучным колоритом. Недосказанность сюжета под стать ранним рассказам Кортасара оставляет пространство для воображения. Лёгкий привкус мистицизма, готическое изящество, пугающее напряжение рояльных струн, на которых построена конструкция фильма – подводит к катарсису в нужный момент и отпускает зрителя со свободным дыханием, волшебной наполненностью и ощущением загадки. После показа фильмов – победителей и призеров фестиваля, в заключительной части вечера на сцену вышел ансамбль ВолковТрио, и полупустой в столь поздний час музей загудел и затанцевал от аккордов авангардного джаза.
Агрессивно-громкое начало кажется запутанным (или запутывающим), затем постепенно музыканты начинают вытягивать из гремучего вороха аккордов то одну, то другую нить композиции, и всё отчётливей проступает ритмический рисунок. Все меньше авангарда и всё больше джаза - ритм заразительно подталкивает танцевать, согревает и радует.
Текст: Анна Рыбалка
Фотографии из открытого доступа