Текст: Наталья Стародубцева
Симфонические 3D фантазии в Капелле
23 апреля зал Академической Капеллы Санкт-Петербурга сиял и переливался, словно редкий бриллиант. На концерте «Симфонические 3D фантазии» зрители могли насладиться не только мастерством Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, великолепной акустикой Капеллы, но и мэппинг-дизайном, созданным специально для этого представления студией Design Studio 22.12.
Неподражаемый Александр Титов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского Государственного Академического симфонического оркестра, творил на сцене истинное волшебство, подкрепляемое эффектным визуальным шоу.
Первое отделение было посвящено симфонической сюите «Шахерезада» Римского-Корсакова. Благодаря видеоинсталяциям, слушатели в полной мере ощутили жар пустыни, насладились декором восточных дворцов и экзотическими цветами. Сюита основана на сюжетах из сборника «1001 ночь» о султане Шахрияре, который настолько невзлюбил весь женский род, что после первой брачной ночи казнил каждую супругу. Но Шахерезада догадалась каждую ночь завлекать султана новой сказкой и прерывать её на самом интересном месте, поэтому Шахрияр постоянно откладывал казнь, а вскоре полюбил всей душой свою прекрасную рассказчицу.
Зал озарили лучи восходящего солнца, перед глазами зрителей предстали караваны верблюдов, неспешно бредущие по пустыне, и зазвучала щемящая, невероятно красивая мелодия, тема Шахерезады – великолепное соло Чингиза Османова, первой скрипки оркестра. А вот зал оказался посреди бескрайнего моря, где величественный орган – это корабль Синдбада-морехода, то борющийся со стихией, то мирно покачивающийся на волнах. Вторая часть повествует о тайнах Востока, и в тишине раздаются чарующие звуки фагота. Волнение сменяется страстью и неистовством: мелькают яркие картинки. Зритель словно оказывается внутри огромного калейдоскопа – это полёт сказочной птицы Рух. Внезапно пространство преображается в настоящий дворец с причудливыми минаретами, стройными башенками и одинокой луной над величественным Багдадом. Взмах руки дирижёра – и расцветают дивные цветы, нет-нет, да и мелькнёт озорная Шахерезада за колоннами! Заключительная часть расцвечена великолепным фейерверком, а зрители словно на ковре–самолёте облетают владения султана и его любимой жены и присутствуют на празднике любви и благоденствия.
Во втором отделении слушатели погружаются в художественную галерею благодаря атмосферному циклу фортепианных пьес композитора Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля. Это произведение называют музыкальными иллюстрациями к акварелям В.А. Гартмана, близкого друга композитора. Зал Капеллы превращается то в дремучий лес с огромными сказочными деревьями, то в старый замок, в колоритный рынок в Лиможе со сплетничающими торговками или готический собор с сияющими на солнце витражами. Все эти картины сменяются под изумительные музыкальные зарисовки! Апофеозом стал устрашающий полёт Бабы-Яги на помеле и сменившая его роскошь стольного града Киева под былинный напев и колокольный звон.
Замечательно, что организаторы концерта постарались угодить всем возрастам: если первое отделение было более романтическим и лиричным, второе больше рассчитано на подростковую и детскую аудиторию, а модное в последние годы слово «мэппинг» привлекло не только любителей классической музыки, но и жаждущих яркого визуального ряда молодых людей – их в зале было большинство. Концерт «Симфонические 3D фантазии» - прекрасный пример того, как современные технологии идут рука об руку с классическим наследием.