Текст: Екатерина Архипова Фото: Никита Громов
[gallery ids="119575,119576,119577,119578,119579,119580,119581,119582,119583,119584,119585,119586,119587,119588,119589,119590,119591,119592,119593,119594,119595,119596,119597,119598,119599,119600,119601,119602,119603,119604,119605,119606,119607,119608,119609,119610,119611,119612,119613,119614,119615,119616,119617,119618,119619,119620" link="file"]«Перевернуть игру»: Моцарт. Джексон. Маликов
Как создавалась музыка, прошедшая сквозь века? Почему спустя столетия она все так же трогает сердце? Что делает великих музыкантов по-настоящему великими? Обо всем этом 31 марта в ДК им. Ленсовета наглядно и красочно рассказал Дмитрий Маликов в спектакле «Перевернуть игру».
Старшее поколение критикует вкусы подростков — и так было всегда. Наши родители не понимают наших увлечений рэпом или металкором, наши бабушки не понимали их увлечений рок-н-роллом и хард-роком. Вот и в этом спектакле, казалось бы, столкнулись «непримиримые соперники»: интеллигентный знаток классических стилей в лице Дмитрия Маликова и легкомысленная королева вечеринок, ди-джей Звезда — она же Виктория Белякова.
Но только на первый взгляд перед зрителем — спор двух поколений. В этом проекте Маликов и команда профессионалов во главе с режиссером Ольгой Субботиной пытаются наладить диалог и передать нынешней молодежи опыт предшественников. Для Маликова такая просветительская деятельность не в новинку: за последние несколько лет он провел более 120 мастер-классов под названием «Уроки музыки» для детей-музыкантов. «Перевернуть игру», однако, рассчитан в том числе и на тех молодых людей, которые в музыке смыслят мало.
В разговоре с журналистами перед началом концерта Маликов объяснил, что мышление молодежи в наше время изменилось в сторону клиповости. Это создатели проекта учли, поделив его на небольшие фрагменты. За счет этого заскучать от происходящего на сцене не успеваешь, но вместе с тем о классике рассказано подробно и доступно. Причем о классике — в широком смысле этого слова: в спектакле представлена история не только академической, но и поп-музыки, джаза и рок-н-ролла.
Ди-джею Звезде, конечно, поначалу вся эта история до лампочки. Скучно, занудно, старо — в общем, классика не качает. Вся ее музыка записана на маленькой флешке, и нужна она ей, только чтобы расслабляться и веселиться. Маликов постепенно убеждает ее в обратном, доказывая, что в музыке гораздо больше силы, чем в однообразных битах. Он сам исполняет на фортепиано произведения Кристофа Глюка, Йозефа Гайдна, Сергея Прокофьева и многих других. Звезда пытается возразить ему современными клубными хитами.
Но все же постепенно ди-джей понимает, что музыка может не просто «качать» и расслаблять в клубах. Через нее музыканты выражают свои чувства, свои тревоги и победы, мечты и сокрушения. Обо всем этом в спектакле рассказывают великие музыканты разных эпох — почти лично. На сцену выходят Моцарт, Майкл Джексон, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах… В своих монологах они делятся историями своих жизней и трудов. В этот момент перед зрителем — вовсе не легенды с портретов в школьных классах музыки: живые люди, преодолевшие множество преград. Но как бы ни было трудно страдавшему глухотой Бетховену или одинокому королю поп-музыки Джексону, они продолжали работать и верить в свое дело. Этот упорный труд и сделал их бессмертными.
Пронзительные монологи музыкантов сопровождаются визуальными эффектами на сценических экранах и звучащими на фоне шедеврами. Зритель перестает быть сторонним наблюдателем, артисты втягивают его в свое действо. Публика в зале переносится то на переполненный фанатами Джексона стадион, то в 18-й век, на последний концерт Бетховена, то в блокадный Ленинград, где оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга исполняет Седьмую симфонию Шостаковича. На примере последней истории показано, как одни исполнители влияют на других. Вместе со зрителем на «концерте» оркестра в «Ленинграде» присутствует девочка Галя. Эта музыка дала ей силы жить в нечеловеческих условиях, и спустя годы она сама вышла на сцену Большого театра в Москве, чтобы вдохновлять других. Так в спектакле представлена история оперной певицы Галины Вишневской.
В музыку можно вложить свои переживания, и они достигнут сердца людей без единого слова. Пожалуй, это — главное, чему учит спектакль: без чувств и без любви к делу музыка — просто набор звуков. А вдохновение для нее находится в самых простых вещах: шуме дождя, гуле города, в стуке собственного сердца, даже в невыносимой тяжести жизни. В спектакле оригинально показано, как последнее способствовало созданию блюза. А затем ему на смену пришел рок-н-ролл, в постановке — в лице чемпионов России по буги-вуги Евгении Хавториной и Николая Хитрука. Как они зажигали под Элвиса Пресли, не сравнится с самыми отрывными дискотеками под современные «клубняки». Все вместе эти сценки, номера, разговоры Маликова со Звездой превращают спектакль в большую увлекательную лекцию об истории музыки. Образовательный элемент добавляет электронный помощник, который время от времени поясняет Звезде музыкальные термины.
Мы все помним Дмитрия Маликова 90-х годов, его песни на радио и выступления на российской эстраде. Но здесь он раскрылся а как знаток и ценитель классики и, пожалуй, талантливый педагог. Судя по овациям на протяжении всего концерта, с учетом того, что зале было много молодых ребят, он достиг своей цели. Маликов знает, что нужно сделать, чтобы привить молодому поколению любовь к классической музыке.
«Во-первых, она (любовь — прим. «Около) должна идти от родителей. Родители должны включать маленьким детям, еще с утробы матери, классическую музыку. Во-вторых, она ненавязчиво должна звучать дома. В-третьих, должны звучать самые шедевральные мелодии, которые все знают, которые ложатся на сердце любому. Я не верю, что реквием Моцарта или Лунная соната Бетховена могут не нравиться», — рассказал Маликов журналистам.
Но в современном мире с его трендами артист открыт для нового. Судит рэп-батлы на Versus, остроумно ведет соцсети, за которыми следят тысячи подписчиков. В феврале Маликов принял участие в шоу Big Russian Boss, и ему понравилось. Он рассказал, что переписываясь с самим Big Russian Boss и благодаря его за работу, тот сказал, что даже те, кто ненавидит эту передачу, к выпуску с Маликовым отнеслись лояльно.
Кого-то привлечет знакомое имя на афише, кого-то — такая новая волна популярности среди молодежи, но что бы ни привело зрителя на концерт, он подчерпнет немало новых впечатлений. Узнает Маликова с новой стороны, погрузится в мир хорошей музыки, насладится яркими образами и искренней игрой артистов. Сам Маликов в Петербурге очень даже любит бывать.
«Этот город, он очень взыскателен, очень требователен, очень избалован событиями, концертами, спектаклями. Тем не менее, когда я приезжаю сюда в разных форматах, начиная от ночного клуба, заканчивая филармоническим концертом — всегда находятся люди отзывчивые, и я всегда чувствую себя возвышенно и комфортно здесь», — поделился он впечатлениями.
На сегодня у него запланировано много дел: встреча с друзьями, обед, посещение выставки Константина Сомова в Галерее искусств на Фонтанке… А возможно, он успеет заехать в любимую им легендарную пышечную возле ДЛТ.
«Я фанат, каждый раз приезжаю, когда нет большой очереди. Иногда, когда очень хочется перекусить, прошусь без очереди», — признался Маликов.
А вечером — снова на сцену Ленсовета. Еще два дня, 1 и 2 апреля, «Перевернуть игру» будет идти в Петербурге. И если вы хотите открыть для себя музыку с новой стороны, понять ее суть, больше узнать об истории — вам стоит на него попасть. Он о том, что в любой музыке нужно понимать, для чего она нужна. А еще о том, что следует с уважением относиться и к классике, и к новомодным направлениям. Ведь одно проистекает из другого, и соединяя их, можно открыть новые горизонты.
«Любите музыку. Она вас не подведет», — советует Маликов. И мы с ним согласны.