О любви и не очень
На Малой сцене РГИСИ 11-го апреля ученики курса Ю.М. Красовского представили зрителям спектакль «Войцек» по одноименной пьесе Г. Бюхнера.
Спектакль идет всего 1,5 часа, но за это время на сцене появляется столько разных, таких противоположных друг другу героев, попадающих в различные жизненные обстоятельства, что создается впечатление, будто ты просидел в зале все 4 часа!
Начать, наверное, стоит с самого Войцека – главного героя, как мы можем понять из названия. Сам по себе Войцек – человек слабый, но не в том смысле, что он трусливый, а, скорее, просто обычный смертный, у которого нет больших денег, чинов и званий, у него есть лишь любовь к Марии и наивная вера в людей и счастливое будущее. Парень считает, что если любовь настоящая (а он уверен, что у них с Марией все именно так), то не нужны никакие официальные браки и венчания, ведь ребеночек может и без этого родиться на свет. И тот родился, чему сам Войцек несказанно рад, но чего нельзя сказать о Марии. И понять девушку можно в этом: на нее легла тень позора, все ее осуждают.
Но Мария и сама подливает масла в огонь: девушка решается на измену. Да и с кем? С отвратительным типом (каких сейчас полно и в нашем современном мире), желающим лишь воспользоваться «смачной бабенкой». Было ли так задумано или же случайно вышло, но «искуситель» Марии выглядел немного смешно. Своими очками и черным кожаным плащом в пол он напоминал смесь кота Базилио с героями «Матрицы». И лучше бы изменить этот визуальный образ, потому что, на наш субъективный взгляд, он немного отвлекает от самого спектакля и его идеи.
Именно за измену Марию осуждает Маргарита – яркая девушка из борделя. Вы можете сказать: «Как? Маргарита ведь сама далеко не пример верности и невинности!» Но дама в своих речах оправдается по этому поводу: да, она сама далеко не совершенство, но она честная и не скрывается под маской праведницы, в отличие от Марии.
Есть еще два человека, которые частично повлияли на эволюцию личности Войцека, – капитан и врач. Капитан – такой типичный солдафон, которому нравится, когда Войцек бегает вокруг него и подметает каждый плевок за ним. А врач? Человек (если можно его назвать таковым), который заставил Войцека питаться одним горохом для своих исследований. Несбалансированное питание, насмешки и осуждение со стороны окружающих, измена и предательство любимой – все это в совокупности и свело парня с ума, заставив схватиться за нож и задуматься, как герой Достоевского, «тварь он дрожащая или право имеет»…
Если говорить об игре актеров, то нареканий почти нет. Актеры настолько вжились в свои роли, что нельзя было не поверить им. Особенно Войцеку и Маргарите. Невозможно описать этот взгляд, который пронизывают душу зрителей и вызывает глубочайшее сострадание и понимание. И последнее: очень бы хотелось отметить старуху. Выше мы о ней ни разу не упомянули лишь потому, что то, что виделось на сцене, было таким странным и мистическим, но в то же время таким завораживающим и веселящим.
Хочется сказать спасибо режиссеру и всем актерам! «Войцек» – один из тех спектаклей, на который сколько раз будешь приходить, столько новых смыслов будешь для себя открывать.
Текст: Анастасия Кулипанова
Фотографии из открытого доступа