«Мы всегда позиционировали себя как группу», — Jane Air

В преддверии праздничного концерта в питерском клубе «Зал Ожидания» (26 апреля) вокалист российской группы Jane Air – Антон Лиссов рассказал об истоках своего вдохновения, о процессе создания композиций и о своих нереализованных идеях. – Привет, Антон! Как тебе наша весенняя погодка? – Песню «У природы нет плохой погоды» мог написать только москвич. Хотя жаловаться на погоду – это часть питерской культуры. Скажи, пожалуйста, способствует ли погода твоему творческому вдохновению? Или оно ничему не подвластно? – Я уже давно не отношусь к творческому вдохновению с таким трепетом и максимализмом, хорошо понимаю – для того, чтобы получилось что-то путное, надо садиться и фигачить: в любую погоду и без выходных. А если ждать подходящего состояния души, ничего не выйдет. Но у меня, как и у всех, конечно, есть любимые состояния природы. Люблю легкий осенний дождь, ночное время суток, чтоб фонари на Невском отражались; музыку в уши и могу так всю ночь по городу круги нарезать. Что вдохновляет тебя больше всего? – Почти все сюжеты для песен берутся из жизни. Когда ты выдумываешь ситуацию, ты можешь проанализировать персонажей и состояние их души, но у тебя нет того ощущения черты, за которой это станет неправдой. А ощущение искренности очень важно для любого искусства, будь то кино, стихи или бульварный роман. Как быстро ты можешь написать песню? И как этот процесс конкретно у тебя происходит? – Обычно быстро получается первый куплет, первое впечатление, ты ловишь настроение трека, какой-то ассоциативный ряд. Второй куплет мне всегда сложнее написать. Для меня два куплета многовато. Я в принципе был бы готов в нескольких строках передавать весь настрой, но формат меня вынуждает писать дальше. Ну и потом происходит доводка, когда я понимаю, что у меня в полете фантазии падежи вывалились, склонения не склонились, ударения съехали, и я начинаю литературно дорабатывать трек. Ты садишься как задумчивый поэт за бумагу и карандаш: «Вот сейчас я напишу шедевр», и пишешь? Или же тебя может «торкнуть» от проходящей мимо красивой девушки или фрагмента рекламы, увиденной в витрине? – Нет, я не пишу на салфетках. В основном я пишу в наушниках, для меня важно настроение песни. Если меня «торкнет» проходящая девушка, я лучше пойду за ней, чем буду рыться в карманах в поисках ручки. Туровый автобус – идеальное место для создания стихов, в остальное время – нужно жить и набираться впечатлений. На написание какой песни ушло больше всего времени? – На ту, которую сейчас будет сложнее всего вспомнить. Чем менее выразительные образы там получились, тем дольше я с ней возился. Наверняка что-то не получалось. Но, к сожалению, если трек не задался с самого начала, то наверняка он в итоге таким и останется. Кто автор идей ваших клипов? – Большинство придумывал я, какие-то совместно. Сложно теперь сказать. У тебя замечательные идеи и профессиональное режиссерское мышление. При этом ты великолепно монтируешь. Не хотел бы ты попробовать снимать клипы для других коллективов? И до конца освоить профессию кинорежиссера? И заработать на собственный замок? – Пока не ощущаю в себе таких ресурсов. Я больше склонен попробовать себя в сценарной работе. А там, глядишь, появится и режиссерское видение вопроса. Я не очень хорошо знаком с этой кухней. Тем более сейчас заходят только вирусные клипы, здесь нужно особое чутьё, на то, что сейчас может хайпануть в интернете. Я не настолько в материале. Редакции нашего журнала стало известно, что ты уже много лет собираешься снять клип, в котором хочешь соединить музыку и театр. Почему ты до сих пор этого не сделал? И когда собираешься наконец реализовать задуманное? – Как только придет идея для хорошего сценария. Главное, идея! Сколько нереализованных идей хранится в твоей голове? Не сводят ли они тебя с ума? – Очень много, но я не грущу о них. Они выходят из моды, теряют актуальность. Да и я в этом плане очень самонадеян, мне кажется, я придумаю еще, возможно, даже будет интереснее и круче. Как ты относишься к смешению жанров вообще? Когда на рок-концертах выступают байкеры, актеры, артисты оригинального жанра, стриптизерши и т.п.? А на сцену театра выходят рок-музыканты и т.д.?! – Мне нравится ровно до того момента, пока это не влияет на качество. Стриптизерши не должны портить шоу, рокеры не должны портить спектакли. А в целом, это мировая практика, есть иконы стиля, взять хотя бы Кармен Электру с Зизитопом. Я как-то ходил на одного рокера в театр, лучше бы я этого не делал. Думаешь ли ты когда-нибудь сделать свое супер-шоу с такими фишками? Может, к 20-летию группы? – Возможно. Но если ты про девчонок, то они у нас на последних шоу всегда танцуют, в Москве – так уж точно. «Пандора шоу» – наши верные подруги. Скажи, пожалуйста, согласен ли ты с утверждением, что те, кто читает книги, управляют миром, а те, кто сморит телевизор, теми управляет мир? – Чтение – не панацея, как и просмотр телевизора – не диагноз. Это юношеский максимализм, несомненно. Но! При правильно подобранном материале для просмотра или для чтения, конечно, чтение предпочтительнее. И я объясню почему. В сети, например, куча роликов с интереснейшими лекциями. Но если ты их слушаешь в чем-то исполнении, у тебя идет прямая ассоциация этих мыслей с этим человеком. Если ты читаешь, это больше похоже на твои собственные мысли. Ты закладываешь в чтение свои ассоциации, свое видение вопроса. Возможно, даже становишься умнее, но это не точно. Что ты сейчас читаешь? – Скачал Элмора Леонарда. В какой-то старой интервьюхе Тарантино сказал, что у этого автора крутые диалоги. Пока не понял, что он там крутого нашел, хотя может перевод подкачал. Какие из прочитанных книг зацепили тебя больше всего? Что посоветуешь прочесть нашим подписчикам? – Недавно перечитал Сегуна. В детстве зашел, как обыкновенный приключенческий роман, а сейчас переоценил его. Очень проникся японской культурой, думаю, теперь сгонять, посетить Японию. Но дорого туда ехать, пипец. В группе нашего Арт-журнала мы просим наших участников написать слова, которые однажды перевернули их жизнь. У тебя есть такие строчки? – Да, мама сказала: «Теперь ты взрослый, никогда не бери у девушек нести сумочку, не застегивай на пиджаке вторую пуговицу и не оставляй на чай мелочь железную, иди». Скажи, пожалуйста, какие фильмы впечатлили тебя больше всего за последнее время? И назови список своих любимых кинолент. – Последнее время я занимался ликбезом. У меня остались несколько культовых фильмов непросмотренными. Так, на прошлой неделе я посмотрел «Таксиста» и «Бегущего по лезвию». Топ! Очень хорошо. Продолжу по классике в свободное время. А любимых много, но если брать самый крутой для меня фильм, то это будет «Свой среди чужих», а из импортного – «Деликатесы» Жане и Каро. Люблю. Антон, вашей группе исполняется 15 лет. Это значит, что самые первые ваши поклонники в большинстве своем завели семьи, родили детей и работают в офисе. А другая часть еще ходит в школу и тайком курит в подворотнях. Как вам удается удержать и тех и других? Или вы ничего не делаете "специально" для того, чтобы "удержать"? Просто плывете по течению вдохновения? – За всю историю группы мы основательно подраспугали своих поклонников экспериментами с модными течениями. Многие списывали это на конъюнктуру, хотя в практическом плане это играло почти всегда против нас. Мы кайфовали от того, что нам никто не указ, и продолжали этим заниматься. Это, конечно, неправильно. Ведь в понимании слушателя, мы – ремесленники. Если тебе понравилось блюдо в ресторане, а тебе каждый раз его приносят приготовленным разными способами: то с перцем, то с сахаром, ни у кого нервы не выдержат. Так что с нами остались самые стойкие. Согласен ли ты с мнением, что интернет-пространство вытесняет искусство? Или же, напротив, социальные сети можно и нужно использовать для продвижения творчества? Ты, кажется, именно так и делаешь? – Я думаю, интернет подвинул только телевизор. Как телевизор подвинул кино, а кино – театр. Все осталось в жизни людей, но все перешло в совершенно другое качество. Так же и телевизор перейдет в платный ресурс с сериалами, которые сейчас по качеству делают кино в легкую. Но это совсем другой жанр. Интернет – очень молодая площадка и очень капризная. Она в качество перейдет еще нескоро, а пока она диктует рамки намного более жесткие, чем любая цензура на телеканале. Чтобы люди не переключились на другой ролик, тебе надо все делать по четко обрисованным потребителями канонам. И шаг влево, шаг вправо – всё, ты потерял зрителя. Зато честно. Можно сколько угодно кричать, что это дно, но это человечество во всей красе, как оно есть. Без лишних сантиментов. Антон, вашему коллективу 15 лет. У каждого из вас своя судьба, своя личная жизнь, свой личный профессиональный рост и свои творческие амбиции. Как удается вам столько лет дружно сосуществовать и вместе творить? В чем секрет вашей сплоченности? – Я думаю, что просто люди хорошие собрались. Люблю пацанов, как братьев. Ну и никто никогда не мешал друг другу реализовываться. Скорее, наоборот. Мы всегда позиционировали себя как группу, а не как “Виктор Цой и группа «Кино»”. Напротив, я заставлял парней давать интервью, сниматься в роликах. Получилось так, что мы не только не мешали творческим амбициям, а наоборот их друг другу стимулировали. Осознаете ли вы себя частью современной культуры? – Думаю, да. Без Джанка этот мир был бы скучнее, и виноградный день бы так не заходил бодро в наших слушателей в 2007-м. Скажи, пожалуйста, когда ты стоишь на сцене, и толпа людей скандирует, чьими умами и сердцами ты целиком и безоговорочно сейчас владеешь, какие чувства превалируют в тебе: кайф от этой власти или чувство ответственности за то, какой месседж ты этим людям несешь? Или что-то еще? – Я не вижу толпу. Я вижу друзей, которые стоят, улыбаются, танцуют, скачут со сцены. Если я пошучу – ржут, если я скажу х##ню – они крикнут мне, «Эй, брат, что за бред?!» Мне не надо им ничего объяснять, они все знают сами. Я могу поделиться настроением. Безудержным весельем и рвущей сердце тоской. В этом и месседж. Веришь ли ты, что искусство способно изменить этот мир? – В тот момент, когда ты думаешь, что ты рупор, значит, тебя используют. Если ты пытаешься поменять этот мир, ты – винтик в чьей-то игре. Потому что, какие бы мы ни были оригиналы, как бы неординарно не смотрелись наши суждения, мы все равно часть социума. Мы не причина того, что происходит вокруг, мы срез. Следствие. Дети пресловутых девяностых, которых воспитали на коммунистических православных идеалах о дружбе, чести, достоинстве, но жить которым пришлось в самом что ни на есть лютом зарождении капитализма, где «воруй, убивай, обмани, накопи» стало залогом успешности. Можно ностальгировать, можно топить за перемены, все это интересно, если ты не врубаешься, что тебя используют. Как только приходит это понимание, творить невозможно. Чувства людей намного интереснее. Мне вообще люди нравятся. Мне кажется, от меня больше пользы будет, если я помогу кому-то разобраться в себе, пережить какой-то момент в жизни, или просто люто отжечь на вечеринке. Чем и планирую заниматься ближайшие лет 50, если этот мир не изменят те, кто действительно это может – например, межконтинентальные баллистические ракеты. Автор: Екатерина Новикова Фото: Алексей Корзов  

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения