Любовь, как и душа, пола не имеет…
2 апреля на сцене немецкого культурного центра имени Гёте состоялось камерное мероприятие ApoGAY-SESSION, приуроченное к международному камерному фестивалю квир-театров. Четвертый ApoGAY-FEST объявляется открытым!
Программа вечера была насыщенной: церемония награждения в десяти номинациях, ретроспектива театральных постановок, в которых так или иначе затронута тема ЛГБТ, тизер-версия мистического спектакля «Страна Arkadia» по пьесе Элиса Регула, радужный капустник (перфоманс, литературные этюды, вокальные выступления).
Казалось бы, что может быть скучнее церемонии награждения? Но не тут-то было! Интересная штука – названия номинаций – это имена 9 муз древней Греции: Талия (муза легкой поэзии и комедии), Полигимния (сочинительница и покровительница гимнов), Клио (муза истории), Эрато (покровительница любовной поэзии), Урания (муза астрономии), Каллиопа (покровительница эпической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Эвтерпа (муза лирической поэзии и музыки), Терпсихора (муза танца). А десятая номинация – Мусагет – прозвище Аполлона как покровителя муз.
Затем на большом экране была представлена ретроспектива спектаклей разных городов и стран, в которых поднимаются вопросы ЛГБТ-отношений: «Все оттенки голубого» (театр «Сатирикон»), «Я – Жюстин» (Центр Современной Драматургии), «Машина Мюллер» («Гоголь-центр»), «Комната Джованни» (Театр на Юго-Западе»), «Переполох в голубятне» (Театр «Содружество актеров Таганки»), «Тангейзер» (Новосибирский театр оперы и балета) и другие. Честно говоря, стало большим открытием, что ЛГБТ-искусство довольно-таки распространенно. Экстравагантные, мощные по энергетике, порой чересчур откровенные постановки захватывают дух и порождают желание немедленно их посетить.
Наконец-таки наступает время для тизер-версии спектакля-антиутопии «Страна Arkadia», повествующего о судьбах геев-комсомольцев в эпоху сталинизма. Перед нами вырисовывается следующая картина. Единый и нерушимый Советский Союз, Цезарь Иосиф (Нерсес Авакян), Московия – «столб силы, гимн воли, цитадель могущества, бастион единоначалия, храм культа отца народа»; гордость Советского Союза, лауреат сталинской премии, сказочник и сочинитель Аркадий Гайдар (Рустем Хатыб-Заде), призванный сотворить из прекрасных юношей и мальчиков новых титанов – созидателей светлого будущего, певцов военного коммунизма, из которых должны получиться настоящие мужчины, готовые с радостью умереть за Родину, за Московию, за Советский Союз с именем Сталина на устах; товарищ Макиавелли (Элиас Регул), посмертно награжденный званием героя социалистического труда, и Егорка «Кибальчиш» (Антон Пашутин).
Сложно уловить сюжетную линию, не видя полной картины, однако даже в этом отрывке был очень важный, волнительный момент – предсмертные письма – «последние слова наших красивых геев-комсомольцев», которые вели воздушный бой: «Нет смерти, Егорка, никогда ее нет. Есть только наша мечта и наша любовь, что превыше смерти. Мы умираем не зря. Те, кто подхватят наше знамя, продолжат наше дело. Наша любовь превыше всего, любовь, как и душа, пола не имеет».
Радушный вечер завершился радужным капустником – проза, стихи, песни – все это наполнило сердца пришедших. Сергей Лебедь подарил публике зажигательные вокальные номера «Это твой мир, это твой рай» (Maximov Show), «Жестокая любовь» и «Просто подари» (Филиппа Киркорова), «Миллион алых роз» (Аллы Пугачевой). Очень неожиданным и трогательным моментом стал выход молодого человека из зала на сцену с большим букетом белых роз, которые предназначались Сергею.
Далее творческую эстафету переняли поэтессы – Оксана Коложвари, прочитавшая душещипательные стихи, и Вета, порадовавшая своим экспрессивным прочтением стихотворения о феминизме («Женщина – прежде всего, человек!»). Евгения Монастырская представила публике прозаическое произведение о поиске своей второй женской половинки девушкой Олей. И завершился этот литературно-музыкальный перфоманс ноткой позитива в лице певца Дениса Разумного. «Главное то, что внутри нас» - стало девизом вечера.
Ни любовь, ни душа, ни искусство не имеют и не могут иметь пола и уж тем более ориентации, но даже сейчас, в 21 веке, происходит разделение людей по расовому, половому, гендерному, сексуальному и иным признакам. Поэтому, очень радует, что ЛГБТ-культура не отстает и активно развивается, причем не в одной точке мира. Так что хочется пожелать первому в России антрепризному ЛГБТ-театру «ApoGAY» дальнейшего процветания и покорения творческих высот!
Автор: Наталия Кочановская
Фото: Евгений Соков