Борис Эйфман: «Балет – моё земное предназначение»
Борис Яковлевич Эйфман. Человек-легенда. Лауреат множества премий, народный артист России, обласканный критиками всего мира. В его репертуаре – свыше 40 постановок, каждая из которых – новое слово, новая вселенная, сочетание академической балетной школы и авангарда, балета и совершенно разных направлений танца, гимнастики, элементов акробатики.
26 апреля на сцене Александринского театра состоялась долгожданная премьера «Русский Гамлет». Данная постановка – новая версия балета 1999 года на музыку Бетховена и Малера, приуроченная к юбилейному 40-му сезону. Но Эйфман, как истинный перфекционист, не просто возобновляет показы своих знаменитых балетов (кроме «Русского Гамлета, вернулись из небытия «Красная Жизель, «Чайковский», «Реквием»), а полностью переосмысливает хореографию, обновляет костюмы и декорации.
«Спектакли имеют свойство устаревать, и это аксиома. Их пластический язык и сценический облик с течением времени неизбежно приобретают черты архаики. Именно поэтому, возвращая на сцену свои старые балеты, я не реставрирую их, а создаю новые хореографические версии, адекватные современным профессиональным и техническим возможностям моего театра» — говорит в интервью Борис Эйфман.
Новая постановка посвящена судьбе одной из самых трагичных и недооценённых личностей в истории России – царевича Павла. Не зря его называли «русским Гамлетом» - множество общих черт и мистических предзнаменований прослеживается в жизни будущего магистра Мальтийского ордена. Эйфман решает исследовать период юности будущего императора, его попытку противостояния коварству и интригам двора. Спектакль открывается сценкой из детства наследника (так воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана уже начинают карьеру на большой сцене) – мы видим наивные мечты, стремления ребёнка, лишённого вследствие политической борьбы материнской ласки и внимания отца. Мастерски показано взросление Павла – на сцене появляется детская кроватка с наследником в окружении девочек-фрейлин, в процессе танца мальчик сменяется юношей, и вот уже на сцене – Олег Габышев.
Великолепно появление Екатерины (прима театра Мария Абашова) – её длинный золотой шлейф, занимающий всю сцену, подчёркивает роскошь и величие империи, матерью которой по сути являлась Екатерина Вторая.
Убийство отца, к которому причастна императрица, калечит тонкую душу юного мечтателя, а постоянная слежка, доносы и придворные интриги погружают в пучину одиночества.. Единственный светлый эпизод – любовь к невесте, которую нашла для него Екатерина, дабы отвлечь от мыслей о восшествии на трон. Зарождение их чувства показано невинно и интимно – немного напоминая знаменитую сцену поцелуя из балета «Парк» - юные возлюбленные в белых рубашках, сплетение их тел..внезапно сцену покрывает голубая органза, и зритель на миг погружается в таинство любви, переданное через чувственный танец теней. Но недолго счастливы вдвоём супруги – молодая жена постепенно становится участницей дворцовых интриг и марионеткой одного из фаворитов императрицы (Сергей Волобуев) – нанося удар по её женскому самолюбию и угрожая занять престол. И без того хрупкая, неуравновешенная личность Павла сломлена новой трагедией – потерей любимой. Она будет впоследствии приходить к нему – как, впрочем, и призрак отца.
Тонкий психолог и философ, Эйфман заставляет зрителя не только наслаждаться прекрасными нарядами и декорациями и поражаться мастерством танцоров, но и думать. Традиционно в своих постановках он обращается к знаменитым творениям писателей - «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Up and Down», биографиям известных личностей – «Роден», «Чайковский» - открывая с новой стороны вдоль и поперёк изученные образы, подмечая тонкими штрихами то, что обычно остаётся между строк.
После каждого спектакля кажется, что это наивысшее мастерство, и превзойти себя уже невозможно – и вот появляется новая постановка, поражающая своим великолепием.
Радует, что каждый раз в Александринском театре собираются истинные почитатели творчества Эйфмана, которые во время антракта обсуждают новаторские находки хореографа, спорят до хрипоты, какой же его спектакль - самый лучший и непревзойдённый, вспоминают первые постановки – ещё времён 90-х гг., объясняют, как попасть в Особняк Добберт на выставку, посвящённую творчеству Эйфмана, строят планы посетить долгожданный Дворец танца. Наворачиваются слёзы на глаза при виде интеллигентных старушек, получивших контрамарки – входные билеты без места – и готовых стоять на спектакле несколько часов, полностью отдавшись искусству.
Не верится, что в прошлом году Мастер отпраздновал свой 70-летний юбилей – настолько горят его глаза, столько энергии, желания творить: «Я, наверное, просто захлебнулся бы своими эмоциями, если бы не имел возможности реализовать их в творчестве».
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии предоставлены Театром балета Бориса Эйфмана