При входе на спектакль "Сталкеры" 12 марта зрителей напутствовали погрузиться в атмосферу. А обстановка, признаться, располагала. В центре зала, на полу, располагался резервуар с водой - а ведь вода имеет огромное значение в фильме Тарковского. Помните, как главный герой, Сталкер, всматривается в зеленоватую воду? Это медитация, это сосредоточенность на "здесь и сейчас". Замечательно, что спектакль происходил именно в Аннекирхе. Это особенное место, в котором пахнет сыростью и прошлым. Здесь когда-то молились Богу, потом смотрели фильмы, теперь показывают спектакль по мотивам великого кино.
Что же это такое - вариации на тему Тарковского? Немного скучной фактической информации для начала. Спектакль "Сталкеры" был создан для фестиваля "Точка доступа" 2016 года драматургами Алексеем Слюсарчуком и Максимом Курочкиным, а также актерами Борисом Павловичем, Александром Машановым и Евгением Анисимовым: они играют Профессора, Писателя и Сталкера, в фильме эти роли исполнили, как мы помним, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Николай Гринько.
Начался спектакль с молчания, молчанием же закончился. Иногда слова не нужны. Можно просто смотреть на воду, прислушиваясь к собственным ощущениям. Актеры сидят спиной к зрителям, втроем, рядом друг с другом. Потом, впрочем, начинают говорить. Но всё равно то и дело возвращаются к одному и тому же - "давайте помолчим". Разговор происходит возле Комнаты исполнения желаний, где их и "оставил" в своём шедевральном фильме Андрей Арсеньевич. Разговаривают, как это обычно и бывает, о разном. О Боге, любви, детях, призвании человека. Спорят, не соглашаются друг с другом. Профессор и Писатель не согласны со своим проводником практически по всем позициям, они спорят с ним. Сталкер представляется им странным, почти блаженным. Он же, по его словам, разговаривает с Богом. А обращается к нему Господь, потому что у него ребенок есть, Мартышка. Ребенок - ипостась Бога на земле, поэтому только дети для него важны, а не какое кто открытие сделал или сколько романов написал.
Неожиданно разговор заходит о Мастере. По мнению Профессора, например, Тарковский - переоцененный режиссёр, пусть и не без таланта. Писатель соглашается с ним, на что Сталкер говорит: "Вы и мизинца его не стоите". А спектакль все же современен и актуален - и вот уже речь заходит об ужасных экранизациях произведений братьев Стругацких - Бондарчука и Алексея Германа. Эти двое - в духовном смысле ученики Тарковского, но это их фильмы не спасает.
Спектакль "Сталкеры" в чём-то трагичен, в чём-то забавен. Герои осознают, что из Зоны нет выхода. Но, когда нет никакой надежды, тоже можно жить. Можно ходить по воде и хотя бы пытаться понять друг друга. Можно медитировать как Сталкер. Можно скрывать свой страх за романами и научными открытиями, которые, если и имеют значение, то только в той, другой жизни. А здесь, в Зоне, все равны. И никто не уйдёт обиженным. Потому что вообще никуда не уйдёт.