«Ах, недаром нам о бабах говорили старики: Жить и с ними невозможно, и без них никак нельзя!»
Долгожданная премьера «Лисистрата» Галины Бызгу состоялась на сцене учебного театра «На Моховой» 7-го марта в 19:00, накануне Международного женского дня. – Спектакль сочинили и играют именно студенты, что очень важно. Здесь с вашей помощью будет рождаться спектакль. Каким сейчас мы его увидим, таким он потом и будет. Потому что все делается вместе со зрителем. А мы через вас поймем, если что-то делаем не так, – сказала свое вступительное слово режиссер спектакля. «Лисистрата» – комедия Аристофана в вольном прочтении. Жанр Г.И. Бызгу определила как «военно-эротический», потому на всех афишах спектакль указывается с пометкой 16+. Изначально происходит погружение в атмосферу Пелопонесской войны: женщины через силу отпускают своих мужчин в бой, идут сражения, после которых те самые женщины сидят на поле битвы уже над телами убитых мужей. Столько жертв, и все из-за денег и передела власти. Это было в 411 году до н.э., это актуально и в наши дни. То ли от эмоциональной игры актеров, то ли от громких раскатов по залу подходящей музыки, то ли просто от легкого холодка, но мурашки по телу бегут. – Они умерли! А ведь эта девушка дольше всех не хотела отпускать своего мужа. Как чувствовала, – тихо сказала сидящая рядом со мной девушка своему другу. Но только начало в спектакле такое трагическое. Дальше же комедия берет верх и позволяет через призму смеха говорить о серьезных вещах. С помощью гротеска – в данном случае, трагикомического отображения путем контрастного сочетания правдоподобия и карикатуры – раскрывается вся человеческая глупость и бессмысленность любой войны. Четко прослеживаются линии поведения обычных людей, женщин, уставших от огромного количества потерь, бездарных руководителей и советников, которые воюют только в стороне, на словах, а в бой отправляют простых мужиков и юношей. Как правило, все это распаляют мужчины, ведь «война – это дело мужское!» Именно поэтому уже уставшим от этого хаоса женщинам ничего другого не остается, как взять всё в свои руки и посредством забастовки положить конец большой войне. Умные жены лишили дорогих мужчин двух вещей: казны на содержание войны и, что еще хуже, брачного ложа. Надо сказать, что женщинам трудно было принять решение о воздержании, но все же они сумели договориться между собой и принесли клятву, скрепленную не каким-то там приношением в жертву бедного барашка, а тем, что в нужном количестве так сближает людей – огромной чашей вина. «О чем мужья бы нас ни попросили – клянемся ничего им не давать. А изменю – отныне пусть мне воду пить». И началось противостояние женского и мужского. Даже старики «вооружились» своими костылями и пошли против старух. Правда, их «бои» состояли в основном из обливаний водой, плевков и перебранок, так напоминающих разговорчики некоторых старушек в нашем мире, сидящих летом на лавочках у парадных. Еще в начале спектакля режиссер предупредила зрителей, что все происходящее закончится лишь после одиннадцати часов вечера. Поэтому некоторым людям пришлось покинуть зал во время антракта, чтобы успеть на общественный транспорт. Но те зрители, которые остались до самого конца, смогли лично увидеть «хорошие, чувственные» сцены, о которых говорила вначале Галина Бызгу. Сексуальные «пытки» мужчин отлично показаны на примере супружеской пары Миррины и Кинесия. Молодые женщины пошли в более серьезное наступление, чем старушки: они играли с мужьями, распаляя у тех все большее и большее желание. Даже флаг вывесили белый, но со словами «MAKE LOVE, NOT WAR», что переводится как «Занимайтесь любовью, а не войной». Хитрые женщины соблазняли мужчин своими обнаженными спинами, распущенными длинными волосами, шафрановыми платьями, яркой помадой и высокими каблуками (не забываем, что античная комедия у нас идет в современном прочтении). А, когда мужчины уже были готовы приступить к «делу», дамочки убегали и снова «акрополя закрывали врата». Кроме отличного, острого юмора, в спектакле есть еще один большой плюс: музыкальные вставки, созданные также молодыми актерами – студентами курса Сергея Бызгу. Например, Лисистрата (Анастасия Подосинникова) исполняет несколько песен в спектакле, текст которых Настя сочинила сама и наложила на оригиналы иностранных мелодий. Но в еще больший восторг зал (а в особенности женскую его половину) привел мужской вокально-инструментальный ансамбль «Влажные сны», в состав которого входят четыре харизматичных парня. – ВИА «Влажные сны» появился из шуточных песен очень давно. Мы вместе с Игорем Андреевым, Иваном Кудрявцевым, Станиславом Шапкиным скооперировались и начали много этим заниматься, – комментирует актер и один из участников ансамбля Алексей Фурманов. – За основу мы брали известные хиты, например, песни группы «Несчастный случай», и просто меняли слова, чтобы это больше касалось спектакля, а каверы (авторские музыкальные композиции в исполнении другого музыканта или коллектива – прим. ред.) сами делали, чтобы нам было удобнее исполнять. Ещё нам сильно помогла наш педагог Евгения Натанова, которая занималась нами уже на учебной сцене. И, конечно же, Галина Ивановна активно поддерживала все музыкальные приносы. Так что идея получилась общей. «Влажные сны» выступали в роли флейтистов, они же были и афинскими вестниками. И, как и все измученные мужчины, тоже выражали свои эмоции по отношению ко всему происходящему и главной виновнице забастовки, только уже в песнях: – Ты что за стерва, Лисистрата?! Нельзя же так с людьми поступать: закрыться в храме, пить вино и не давать. Но ведь женщинам не так-то и легко было бастовать! У мужчины не было выбора: ему просто не давали желаемого. А женщине приходилось соблазнять мужа, выполнять различные прелюдии к любовным утехам, но тут же, пересиливая себя, убегать, оставив заведенных мужчин и себя самих без удовольствия. Понятное дело, что к миру Афины и Спарта в итоге пришли. Но кто же все-таки первый не выдержал и пошел на уступки? Нарушила ли хоть одна женщина священную клятву? Какой был план «Б» у стариков по обольщению старушек? Все ли вино в акрополе успели выпить дамы? И чем же так удивили и порадовали всех присутствующих «Влажные сны»? На эти и многие другие вопросы ответы будут знать только те зрители, которые пришли на премьеру 7-8 марта и те, кто еще успеет купить билеты на 12-13 апреля. Потому что «Лисистрату» лучше один раз увидеть, чем тысячу разных рецензий прочитать. Текст: Анастасия Кулипанова Фотографии из открытого доступа