Короткий метр от “Irish Week”: искусство жить среди людей
В рамках ежегодного фестиваля культуры Ирландии в Москве, традиционно приуроченного ко Дню святого Патрика, кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате знакомит российского зрителя с творениями ирландских режиссеров. Вечером 21 марта здесь можно было попасть на один из трех показов программы короткометражных фильмов. Они, как сообщает официальный портал фестиваля “Irish Week”, объединены темой «отношений между близкими людьми и необходимости общения друг с другом» и «настраивают на медитативное размышление».
Первая из шести миникартин альманаха – «Носороги» (“Rhinos”) режиссера Шимми Маркуса.
Фотография взята с официального сайта фестиваля культуры Ирландии в Москве
Легкий, светлый, праздничный эпизод из жизни в Дублине: мимолетная встреча молодых ирландца и немки, несмотря на языковой барьер, оборачивается чудесной прогулкой длиной в один день – целой маленькой жизнью, полной прекрасных переживаний. Это хорошо знакомая каждому история о том, как случайное свидание с человеком, которого больше никогда не увидишь, на мгновение преображает тебя и твой мир, оставляя в памяти яркий образ.
Вторым демонстрируется творение Бенджамина Клири «Заика» (“Stutterer”) – обладатель премии «Оскар» в номинации «лучший короткометражный игровой фильм» за 2016 год. Уже в течение многих лет едва ли не каждое вручение заветной золотой статуэтки сопровождается скептическими отзывами критиков, ставящих под вопрос художественную ценность очередной картины-победителя. Неоднократно отмечалось: большинство лент, ставших фаворитами американской киноакадемии, рассказывает душещипательные истории о тяготах социализации представителя национальных и/или сексуальных (также политических, религиозных) меньшинств или человека с ограниченными возможностями здоровья. “Заика”, как легко догадаться по названию, – ранее никем не занятая ниша в данной категории драм. Что, однако, вовсе не умаляет значения и важности данного фильма для аудитории, которая с первых минут проникается глубокой симпатией к главному герою.
Фотография взята с официального сайта фестиваля культуры Ирландии в Москве
Обаятельный и скромный типограф обладает столь серьезным дефектом речи, что при случайном контакте с прохожими предпочитает казаться немым. Как же пройдет свидание юноши с девушкой, с которой он уже давно знаком через интернет и чувствует к ней сильную приязнь? История получилась по-настоящему хорошей и сильной: зритель обречен то на слезы, то на улыбку, то на их сочетание.
Третий пункт программы – «Камешки» (“Pebbles”) режисера Джонатана Шоу. Это рассказ о том, как люди помнят данное когда-то слово и держат его несмотря ни на что. Много лет назад герои фильма провели медовый месяц в отеле на берегу моря. Тогда они любили друг друга больше всего на свете и обещали: что бы ни случилось, они встретятся здесь на золотой юбилей своей свадьбы. Спустя полвека оба действительно приезжают в старую гостиницу, чудом сохранившуюся. Много воды утекло с тех пор, когда они были женаты; на то, что за вода это была, даются лишь призрачные намеки-вопросы из уст бывшего супруга: «Любила ли ты еще?.. Простила ли ты меня?»
Фотография взята со страницы фильма
Но это не имеет значения. Их пути давно разошлись; они оказались здесь лишь еще единожды, чтобы в последний раз вместе вспомнить былое. Ночь закончится, и их совместная жизнь вернется в прошлое – точно так же, как вновь окажется на галечном пляже взятый оттуда маленький камешек.
Все последующие три картины альманаха, хотя и очень разные, посвящены одной теме – взаимоотношениям родителей и детей.
«Дыши» (“Breathe”) Джеймса Доэрти – пожалуй, самый тяжелый фильм программы. Созданный на экране образ отца получился крайне отталкивающим и одновременно реалистичным. Этот персонаж имеет четкое представление о том, каким «настоящий мужик» должен быть (бокс, только «мужские» разговоры в баре, не сидеть нога на ногу и т.д.), точно следует этой модели поведения и вбивает ее в сознание своего ребенка – порой буквально.
Фотография взята с сайта ирландского кино
Этому жестокому мордовороту сложно сопереживать даже тогда, когда он рыдает над бездыханным телом сына-астматика, потерявшего ингалятор: «Дыши, пожалуйста, дыши!»
Предпоследний короткий метр – «В ожидании» (”Wait”) Одри О’Райлли. Название говорит само за себя: большую часть экранного времени страстный голубятник и его взрослый сын, духовно давно отдалившийся от своего родителя, ждут возвращения домой участвующей в конкурсе птицы. При этом зрителя поражает ненужная и глупая, как кажется, самоотверженность старика-отца, не покидающего свой пост на крыше даже в проливной дождь. Он стоит под крошечным козырьком, съежившись на промозглом воздухе и согреваясь лишь дымом сигарет, которые курит одну за другой. Сын нервничает: он беспокоится за здоровье отца и раздражен его поведением. «Сколько бесполезных часов я провел здесь в детстве!» - бросает он злой упрек. Но вот долгожданный голубь появляется в небе, и два мужчины загораются радостью и азартом. До этого все было бессмысленно, но теперь появилась ясная цель – загнать птицу в голубятню.
Фотография взята с официального сайта фестиваля культуры Ирландии в Москве
Прекрасное мгновение: общее дело, которое и отец, и сын хорошо знают, сближает их так сильно, как едва ли может что-то еще.
Наконец, приходит черед заключительной картины альманаха. Эта работа режиссера Эйдана Ларги «Снова и снова» (“Time and Again”) оказывается неожиданным подарком любителям научной фантастики.
Фотография взята с сайта The Current
Подросток-гений живет вдвоем с отцом, от которого не получает не то чтобы родительской любви, но даже простого общения. Юное дарование постоянно увлекается сложными экспериментами, которые, по-видимому, редко удаются. В них ему ассистирует куда менее экстраординарный, но верный друг. Однажды ребята решают собрать машину времени. Зачем? Конечно же, чтобы подрастающий титан мысли смог вернуться в прошлое и увидеть свою маму, которая умерла, когда он был еще совсем мал. Обернется ли их затея успехом? Пожалуй, да, но в несколько ином смысле.
Все сюжетные повороты (которых, надо сказать, многовато для короткого метра) крайне предсказуемы – можно сказать, штамп на штампе. Однако хороший юмор, обаяние дуэта мальчишек, исполняющих главные роли, и бесчисленные отсылки к культовым картинам кинофантастики (да ведь в самом образе гениального мальчика явственно проглядывает удачная карикатура на протагониста телесериала «Доктор Кто») имеют однозначный эффект: зритель покидает зал с довольной улыбкой.
Программа короткого метра с Изумрудного острова этого года, как обычно, не подвела. Помимо несомненной эстетической и художественной ценности всех без исключения фильмов, они еще и затрагивают важные социальные вопросы. При этом зрители не оказываются ввергнуты в беспросветное уныние, а наблюдают наглядно: все проблемы решаемы, если правильно к ним подходить. Просто надо любить жизнь и окружающих. Учиться этому искусству жить вместе с другими людьми, если не умеешь.
Автор: Ника Рыбалка