Дело за словом
26 марта в Петрикирхе был показан спектакль "Слово и дело" Театро ди Капуа. «Театро Ди Капуа» - своего рода «знак качества». И в зал Музея Эрарта, и в типографию на Моховой идешь в предвкушении встречи с талантливым. Не знаешь, каким выйдешь после спектакля, но точно уверен, что не останешься равнодушен. Друзьям рекомендуешь безотлагательно.
Режиссер Джулиано Ди Капуа, выпускник Лицея искусств в Цюрихе и Института сценических искусств в Петербурге, балует зрителей премьерами регулярно. Сейчас в Петербурге можно увидеть дебютную работу 2003 года «Монологи вагины», моноспектакль «1900», номинант «Золотой маски» 2009 спектакль «Мария де Буэнос-Айрес», обладатель Гран-При премии им. Сергея Курёхина 2011 «Медея. Эпизоды» и «Жизнь за царя», спектакль малой формы, обладатель «Золотой маски» в 2015. Последняя на данный момент премьера состоялась в марте 2016 года. Постановка «Слово и дело» - драматическая оратория для шести голосов и баяна – стала достойным дополнением репертуара.
Тенденция использовать для спектакля не театральные площадки заставляет зрителя исследовать неожиданные пространства, коими Петербург обладает в избытке, а Джулиано Ди Капуа только на руку – театр не имеет собственного помещения и волен выбирать место под спектакль, демонстрируя при этом новаторский подход и внимательность к деталям. «Слово и дело» ставят в катакомбах Петрокирхи на Невском проспекте. Не каждый, проходящий мимо, догадывается, что под полами церкви сохранилось подвальное помещение с чашей бассейна советского времени. Так без особого труда со стороны декораторов и художников «Слово и дело» обретает вполне подходящий антураж – выщербленные стены, отколотая плитка. Театрального света, конечно, в катакомбах нет, лица актеров выхватывает во тьме тот или иной канделябр, разномастные горящие свечи в избытке наполняют сцену. Идеи и тексты спектаклей Ди Капуа от классического театра далеки – «Монологи вагины» созданы по современной пьесе Ив Энцлер, автор монологов в «Медее» - Леха Никонов, поэт и вокалист панк-группы «Последние танки в Париже», «Жизнь за царя» основан на письмах, выступлениях и мемуарах членов партии «Народная воля». Идея спектакля «Слово и дело» принадлежит со организатору театра и актрисе Илоне Макаровой, в основу легли документы XVII века: письма патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Евдокии Урусовой, Богдана Хмельницкого, архиепископа Паисия Лигарита, Семена Дежнёва, челобитные крестьян. «Слово и дело» — условное выражение, с которым каждый был обязан доносить на окружение о преступлениях против царя и церкви, начиная с Соборного уложения 1649 года до царствования Екатерины Второй. Поэтому у спектакля нет четкой сюжетной линии – это скорее отражение времени. Тексты были переложены Илоной Макаровой на современный русский язык и оформлены в монологи персонажей под живой аккомпанемент баяна Олега Гулевского. На каждый текст – один актер в свете свечи, один яркий характер в интонациях и жестах, один аккомпанемент: Игорь Устинович читает челобитную под вполне узнаваемый регги, Александр Кошкидько делает из письма атамана настоящий блюз, Александр Машанов вторит Высоцкому – свечи гаснут, передаются из рук в руки и зажигаются снова. Современные слова и узнаваемые мелодии зрелища не портят, а скорее «осовременивают», из пяти актеров вырастает целая эпоха - все персонажи вторят друг другу в едином вопросе «Защити, Царь, накажи, заступись».
Движения на сцене скудны, оттого кажутся весомее, в качестве декораций, кроме свечей, используются массивные деревянные ящики, горшки, пара книг, смены костюмов не происходит, да и не требуется – их в полутьме хорошо и не рассмотреть – все это вместе идеально сбалансировано сценографом Максимом Исаевым (театр AXE). Каким уходишь с этого спектакля? Восхищенным. Место, тексты и игра искренне впечатляют – эти шесть голосов с баяном в подвале церкви дают фору большой труппе академического театра. Задумавшимся. Бесконечно прокручиваешь мысль: «Как мы (мы, то есть, народ) продрались все же, через эту дремучую темень и выбрались?». Узнавшим новое. Трудно представить, каким еще способом попали бы в нашу размеренную жизнь эти письма и челобитные, давно похороненные в анналах истории. Узнавшим себя. К сожалению. В этом вот бездействии, когда кто-то большой и всемогущий должен решить все проблемы маленького человека. Следующий показ «Слово и дело» в Петербурге состоится 29 апреля. Это однозначно must see, запишите в ежедневник.
Текст: Катерина Егорова
Фотографии Алексея Костромина и Тамары Лариной